АФИША

Премьера спектакля-притчи «Счастливые дни несчастливого человека» в Театре Маяковского

Произведения прекрасного драматурга, лауреата Государственной премии СССР Алексея Арбузова можно смело назвать вечно актуальными учебниками человеческой личности. «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «Таня», «В этом милом старом доме», «Жестокие игры»… Большинство из нас при упоминании имени драматурга вспоминает именно эти потрясающие пьесы, в которых на примере затейливых лабиринтов судеб разных людей автор исследует глубинную природу человека. Но в биографии Алексея Николаевича есть произведения, которым уделяется крайне мало внимания или которые оказались незаслуженно забыты потомками.

В год своего столетия Театр Маяковского вернул в репертуар драматургию Алексея Арбузова – 21 и 22 мая на Сцене на Сретенке выдающийся режиссёр, признанный мэтр психологического театра Юрий Иоффе представил спектакль «Счастливые дни несчастливого человека».

Эта премьера – первый спектакль, который вышел при новом художественном руководителе Егоре Перегудове, открыв еще одну новую страницу в истории Театра Маяковского. Классик советской драматургии Алексей Арбузов определил жанр своего произведения как «притча для театра» – ранее это потрясающее литературное сокровище ставили всего дважды: Анатолий Эфрос в Москве и Георгий Товстоногов в Ленинграде.

Парадоксально, что в течение полувека никто из режиссёров не обращался к этому восхитительному произведению, которое не теряет своей актуальности и является очень созвучным с нашим динамичным временем.

Стремление к счастью является общим чувством для всех людей, но поскольку «призрачно всё в нашем мире бушующем», у каждого человека индивидуальное понимание этой хрупкой субстанции и разные пути достижения этого заветного состояния.

Одни испытывают счастье постоянно и умеют наслаждаться моментами, а другие отгораживаются от мира шипами равнодушия, не разрешают себе быть счастливым и не прощают этого «легкомыслия» окружающим.

Главный герой Притчи «Счастливые дни несчастливого человека», видный учёный-медик Крестовников (актёр Евгений Матвеев), в последние мгновения своей жизни отчётливо вспоминает два дня, которые считает самыми счастливыми в своей жизни.

В воспоминаниях герой телепортируется в жаркое воскресное утро 1938 года и на ветреное побережье Прибалтики в 1956 год. Именно в эти два дня Крестовников совершил два судьбоносных поступка, которые навсегда изменили ход его жизни.

Учёный убеждён, что «счастье в поступках». Пережив – как и сам Арбузов – уход отца из семьи, Крестовников всю последующую жизнь живет в недоверии к людям, уйдя с головой в научные изыскания. Фортуна преподносит главному герою несколько судьбоносных встреч с удивительными женщинами, возможность быть любимым и что не менее важно любящим. Но воспользуется ли этим шансом герой? Крестовников никогда не был женат – едва возникает перспектива кому-то довериться, герой срывается с места, бежит прочь, предпочитая не рисковать, чтобы потом не разочаровываться лишний раз. Оглядываясь на прожитую жизнь, ученый задается вопросом, а был ли он когда-либо по-настоящему счастлив…

И вместе с ним каждый зритель отвечает на этот вопрос.

На сцене во всей гамме чувств и палитре эмоций оживают люди, которые так или иначе являлись главными в жизни Крестовникова.

Очаровательная мама Елена Сергеевна, которую восхитительно воплощает Заслуженная артистка России Галина Беляева, смогла пережить уход мужа из семьи и открыла сердце для новой любви. Её избранником стал дипломат Борис Николаевич (Дмитрий Прокофьев), отец лучшего друга Крестовникова. История любви двух зрелых людей показана на сцене очень трепетно и трогательно, снова и снова говоря о том, что «любви все возрасты покорны».

Антиподом Крестовникова является его оптимистичный лучший друг Володя Костенецкий (Илья Никулин) – задорный весельчак и балагур, искренне любящий жизнь и людей. Володя рад, что его отец и Елена Сергеевна влюблены друг в друга, в отличие от Крестовникова, который обижен на мать и считает, что её время давно ушло – герой безжалостен не только к себе, но и к окружающим.

Володя – талантливый молодой учёный, склонный к импровизации, любимый ученик профессора Иван Берга (Заслуженный артист России Евгений Парамонов).

«Никто так мучительно не завидует нам, как наши лучшие друзья», – мудрый, порядочный, благородный профессор великолепно разбирается в людях. И даже когда Крестовников совершает подлость в отношении Володи, предавая лучшего друга, профессор поступает гуманно – он верит в героя и точно знает, что «всё на свете повторяется». Но простит ли Крестовников сам себе эту подлость? Или она будет мучительно терзать его до конца дней?

В главного героя влюблена юная, порывистая дочка профессора Ариша (Арина Назарова), во всём юношеском максимализме убеждённая, что «подлость не изучать надо, а уничтожать!» Молодой учёный отвергает девушку – он боится сильных чувств и проявления эмоций, считает, что это сделает его слабым и уязвимым.

На протяжении многих лет Крестовников живёт с циничной, прагматичной женщиной Ниной Павловной (Наталия Филиппова) и её сыном Алёшей (Ярослав Леонов). Алёша искренне восхищается учёным, а Нина Павловна делает всё, чтобы Крестовникову было комфортно. Но разве комфорт и удобство и есть любовь?

Размеренную жизнь учёного во время отдыха в Прибалтике нарушит очаровательная Настенька (Юлия Марычева), дочка клоуна Мишеля Филиппова (Заслуженный артист России Игорь Марычев). Настенька пробудит в «закостенелом» Крестовникове юношеские чувства и эмоции, но он снова не разрешит себе любить и быть счастливым. Трогательный клоун не сможет повлиять на дочь – Настенька не захочет связывать свою жизнь с тем, кого она не любит – встреча с Крестовниковым навсегда изменит её судьбу.

На смертном одре, в окружении хора учеников ( Заслуженный артист России Юрий Коренев, Максим Разумец, Игорь Евтушенко), которые, согласно филигранно выстроенной драматургии, рефреном в разных образах периодически появляются во время всего действия, Крестовников поймёт, что только дважды в жизни он был по-настоящему счастлив…

Восхитимся полным погружением каждого актёра в образ – они не играют, а проживают на сцене судьбы своих героев: самое ценное, когда зритель видит не спектакль, а жизнь!

Отдельно хотели бы отметить пристальное внимание и уважение к эпохе, которая гораздо ближе нам, чем может показаться сначала. Особый восторг вызывает язык, на котором говорят герои – мы, жители 21 столетия, к сожалению, злоупотребляем иностранными терминами, которые зачастую являются лишними и засоряют “великий и могучий Русский язык”, а ещё полвека назад люди гораздо внимательнее относились к речи, сохраняя и приумножая незыблемые традиции.

Эфемерное и относительное ощущение счастья метафорично и аллегорично заложено и в сценографии постановки.

Художник Анастасия Глебова изящно переносит нас в пространстве и во времени с помощью многочисленных картин и пейзажей, выполненных в разной палитре красок. Вот зрители вместе с героями пьют чай на веранде загородной дачи в 1938 году и, кажется, что вместе с Крестовниковым, Володей и Аришей бегут купаться на деревенскую речку. А вот публика уже загорает на шезлонгах на побережье Балтийского моря в 1956-ом – сердца зрителей чутко резонируют с влюблённой Настенькой и «оттаявшим» Крестовниковым…

Полному погружению способствует и музыкальное обрамление постановки – пение птичек, шум моря дополняют фрагменты произведений Виолетты Негруца, Исаака Дунаевского, Александра Цфасмана, Оскара Фельцмана и других композиторов.

Жизнь часто сравнивают с зеброй, но гораздо поэтичнее провести параллель с шахматной игрой, где ни один ход нельзя «переиграть»: каждый наш шаг зависит от предыдущего, а финальный исход партии не известен до самого конца.

Режиссёр Юрий Иоффе, как и драматург Алексей Арбузов, не являются судьями для героев и не пытаются обличать их пороки – они показывает их такими, какие они есть: со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, победами и поражениями.

В последние мгновения жизни люди часто жалеют о том, что не совершили то, о чём мечтали – такие мудрые притчи, как «Счастливые дни несчастливого человека», дают нам возможность посмотреть под другим углом на свою жизнь, исправить какие-то ошибки, избавиться от страха, избежать фатального выбора в судьбе…

Через призму персонажей очень созвучного с нами спектакля каждый зритель сам ответит на вопросы – в чём для него счастье, стоит ли бояться быть искренним и открытым, обязательно ли загонять себя и других в рамки и всегда контролировать эмоциональные порывы души?

Ближайшие «Счастливые дни несчастливого человека» состоятся 13 и 27 июня!
Не упустите шанс открыть своё сердце для счастья и стать свободнее! Не бойтесь быть счастливыми сегодня, здесь и сейчас!

В потрясающие «Счастливые дни несчастливого человека» погружались:

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф Парамонова Вера