Театр имени Евгения Вахтангова 13 ноября отметил вековой юбилей! Вот уже сто лет спектакли Вахтанговского Театра из сезона в сезон покоряют миллионы зрительских сердец. Основатель Театра выдающийся режиссёр Евгений Вахтангов призывал жить проблемами современности. Художественный руководитель театра Римас Туминас и директор Кирилл Крок верно следуют этим заветам, бережно сохраняя лучшие традиции и приумножая их. Театр Вахтангова является символом Отечественной культуры, идёт в ногу с динамичным временем, не утрачивает юношеский задор и свежесть мышления, сея разумное, доброе, вечное.
В удивительном Храме Мельпомены представлен как незыблемый временем классический репертуар, так и постановки, основанные на произведениях молодых драматургов! Но в Вахтанговском нет места пошлости и ханжеству, самоутверждению за счёт эпатажа.
Труппа Вахтанговского театра – многоликий калейдоскоп талантов всех поколений, ярких индивидуальностей, неординарных личностей! Корифеи искусства и молодые дарования – безграничная палитра актёрских красок и оттенков.
К столетию приурочена премьера эпохального спектакля «Война и мир» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса, первые показы с аншлагами прошли с 8 по 11 ноября.
Постановка мгновенно и навсегда вошла в историю: нет никаких сомнений, что спектакль соберёт все престижные награды, покорит разные сцены мира, но главное не это – «Война и мир» Римаса Туминаса оставит след в вечности и, может быть, по этому следу блуждающие в пространстве и во времени зрители, словно в морском тумане корабли, откроют не только в окружающем мире, но и в самих себе незыблемые ценности, которые окажутся дороже всех сокровищ мира.
Спектакль Римаса Туминаса соткан из контрастов и парадоксов: «Война и мир» разрывает банальные шаблоны, стирает стереотипы и раздвигает горизонты – в центре пятичасового спектакля не батальные сцены, спецэффекты и артиллерийский пафос, а «Война и Мир», которые бесконечно идут в душе каждого из нас. Человеческая жизнь – самая большая ценность и самая хрупкая субстанция, которая является непостижимой.
Римас Туминас:
«Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние. Мир красивый, эстетичный, театральный, очень хрупкий и как будто бы лёгкий – всё это поглощается кометой. Под этим облаком, этой заражённой войной зоной, вступают некие другие способы нашего рассказа.
Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Нужно и можно нарушать представление о том, как надо. Не бояться.
Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства.
С этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра. Как только зритель предугадывает ваше следующее действие, актёр становится не нужным. Очень важны психологические кульбиты – в поступках, в мыслях. Это ваша обязанность: цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов. Обязанность нашей профессии – раскрыть слово, мысль».
С филигранной тонкостью из бесконечной любовью к Человеку, без революций и назиданий, сцена за сценой, действие за действием, словно хрустальный горный ручей с живой водой, перед зрителями предстают персонажи и события из легендарного романа Льва Толстого, которые представлены не героями и злодеями, а живыми людьми, сотканными из противоречий, сомнений, соблазнов и страстей.
Пять часов спектакля пролетают на одном дыхании – Римасу Туминасу удалось органично интегрировать в роман почти всех центральных героев произведения великого классика. В спектакле заняты несколько составов актёров – наряду с мэтрами, художественный руководитель даёт проявить себя молодёжи.
Сценография постоянного соавтора маэстро режиссуры Римаса Туминаса Адомаса Яцовскиса в этот раз особенно лаконична, но в простоте изящно зашифрована и искусно завуалирована бесконечность смыслов и аллегорий.
Костюмы Марии Даниловой, выполненные в монохромных белых, черных, серо-голубых тонах, обрамляют каждого персонажа, но не отвлекают внимание излишней роскошью.
В музыкальную ткань партитуры спектакля композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишнёвый сад» (1990) как дань светлой памяти Маэстро – музыка является неотъемлемым персонажем «Войны и Мира», невероятно эмоциональным и проникновенным! В спектакле звучит «Херувимская песнь» П.И. Чайковского, музыка Л. Керубини, а также молитва «Ты моя Мати, Царице Небесная», которая является мудрым заветом и напутствием всем нам, обречёнными рано или поздно умереть, но жаждущим жить, любить, верить и быть счастливыми!
Все декорации – огромная стена с бронзовым отливом, открывающая безграничную вселенную в проекции каждого отдельного человека, который является непостижимым космосом, в том числе и для самого себя.
Границы этой парадигмы то расширяются, словно бескрайние просторы России, всего мира и человеческой души, где так легко потеряться и потерять самого себя, то сужаются в тесный, неуютный, ограниченный мирок салона Анны Шерер (Анна Дубровская/ Юлия Рутберг) или становятся локацией помпезной театральной ложи, где Наташа Ростова увлекается Анатолем Курагиным (Владимир Логвинов).
А ещё эта стена, на которую проецируются тени и иллюзорные световые эффекты, метафора, символизирующая внешние границы, нас окружающие, и внутренние ограничения, которые, словно оковы, сжимают каждого из нас, не дают жить так, хочется.
Гостеприимный дом Ростовых в Москве, имение Болконских, первый бал Наташи, Бородинское сражение, поджёг Москвы, тюремная камера Пьера, куда его посадили за попытку убить Наполеона…
В спектакле есть место почти всем знаковым и значимым моментам произведения, но они решены сквозь призму каждого персонажа! Полёт и приземлённость, аллюзии и гротеск, тонкая ирония и искреннее сочувствие, сострадание и сопереживание каждому герою.
Например, на эпохальном балу Наташа (Ольга Лерман / Ксения Трейстер) сначала кружится одна в своих юношеских грёзах, фантазиях и мечтах, затем увлечённо вальсирует в романтичном рандеву с благородным Князем Андреем Болконским, а, спустя время, уже после гибели Андрея, словно «закольцовывает» круговорот дней, за которые она так быстро и стремительно повзрослела.
Одной из кульминационных сцен является Бородинское сражение, на котором Николай Ростов (Юрий Цокуров) в одиночестве со штыком бродит среди шинелей и винтовок погибших наших и французских солдат, невероятно пронзительно и проникновенно читая пацифистский монолог, в котором искренне недоумевает – зачем и для чего нужна война?
Эта мизансцена не только воплощает на сцене войну 1812 года, но и отражает смысл, а точнее бессмысленность, всех войн, которые когда-либо вело, ведёт и будет вести человечество.
Очарователен и по-детски инфантилен Граф Ростов (Андрей Ильин/Сергей Маковецкий), властна, проницательна и мудра Графиня Ростова (Ирина Купченко/ Евгения Ивашова), противоречив и эпичен Князь Николай Андреевич Болконский (Евгений Князев /Виктор Сухоруков), эпатажна и эксцентрична Марья Игнатьевна Перонская (Людмила Максакова/ Елена Ивочкина), решившая одной спичкой сжечь всю Москву, чтобы она не доставалась захватчику Наполеону…
Примечательно, что в массовых сценах, таких, как бал, сражения и т.п., герои на сцене одни – фатальное одиночество человека, а ещё равенство каждого из нас перед жизнью и смертью, вечное противостояние войны и мира, которое продолжается в наших душах.
Каждый герой вносит свою уникальную лепту в резонирующее в самое сердце действие, но главными персонажами постановки являются Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов, каждый из них проходит на глазах зрителей свой путь к себе.
Андрей Болконский (Виктор Добронравов, Юрий Поляк, Ян Гахарманов), безусловно, самый трагичный герой спектакля – благородный, статный, честный, мужественный князь не может вдохнуть полной грудью воздух свободной счастливой жизни! На протяжении всего действия «застёгнутый на все пуговицы», с прямой, как натянутая струна, спиной, Болконский ищет гармонию и баланс: он не может до конца поверить людям и открыть своё сердце, ему сложно доверять не только другим, но и себе. Сначала Андрей амбициозно жаждет славы и признания, о чём не стесняется говорить открыто, потом безапелляционно разочаровывается в войне, его угнетают неискоренимые людские пороки, но в момент гибели, кажется, Князь обретает смирение и спокойствие, простив и приняв не только других с их достоинствами и недостатками, но позволив самому себе ранимость и сентиментальность.
Кодексом чести, эталоном гуманизма и милосердия в спектакле выступает Пьер Безухов (Павел Попов/ Денис Самойлов). Именно ему безраздельно доверяет Андрей Болконский свои мысли и переживания, так как точно знает: Пьер ни при каких обстоятельствах не предаст и не продаст. По-детски наивный и непосредственный, по-юношески задорный, по природе и по поступкам добрый, искренний, честный, порывистый, благородный, ищущий истину в динамичной суете событий, умеющий прощать предательство и не таить обиду на злобу, интриги, лицемерие и фальшь.
Финальный монолог Пьера, в котором он размышляет о том, что жизнь – самая большая ценность и что любить жизнь означает любить Бога, ставит мощнейший заключительных аккорд потрясающему до мозга костей пятичасовому действию. Пьер простыми словами формулирует суть счастливой жизни – жить без угрызений совести и без болезней. Любовь и Вера – что может быть проще, а что сложнее?
В простоте – сложность, в элегантности и лаконичности – необъятный Космос: в «Войне и Мире» на сцене Вахтанговского театра побеждает МИР, как незыблемая ценность каждой человеческой Жизни и отдельно взятой Личности, как уважение границ каждого из нас и того самого личного пространства, которое порой, словно тисками, сжимают не только общественные стереотипы, но и наши собственные противоречия и предрассудки.
«Надо Жить! Надо Любить! Надо Верить!»
Будем Жить! Любить! Верить! Прощать!
В ближайшие месяцы завершить Войну и провозгласить МИР на космической орбите Вахтанговского Театра можно 23, 24 ноября, 7, 8, 22 декабря.
В потрясающую атмосферу «Войны и Мира» в Вахтанговском театре погружалась Бурулева Юлия
Фото: Юлия Губина, Александра Торгушникова – пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова