С 4 по 23 ноября 2021 года в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств состоится выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций», организованная нью-йоркской галереей ABA.
В экспозицию войдут произведения искусства величайших мастеров русской живописи: Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Александры Экстер и др.
Галерея ABA – одна из самых компетентных зарубежных организаций, занимающаяся популяризацией и продвижением русского искусства и культуры на Западе, за 35 лет галереей были организованы десятки выставок в западных и российских музеях и сотни тысяч людей смогли увидеть и оценить красоту и оригинальность русского искусства. Учредители галереи стремятся не только собирать, но и изучать художественное наследие русского зарубежья, а также творчество отдельных представителей целого пласта культуры, утраченной Россией в послереволюционные годы.
![](https://towernews.ru/wp-content/uploads/2021/09/Константин-Коровин-_Портрет-Леди_-727x1024.jpg)
![](https://towernews.ru/wp-content/uploads/2021/09/Константин-Коровин-«Гурзуф»-1912.-Oil-on-canvas-69-x-84-cm-1024x838.jpg)
Регулярные выставки, которые галерея проводит в Москве, позволяют заполнить эту лакуну, способствуя возвращению произведений
русских художников, в разное время вывезенных из страны.
В новом проекте участвуют около 70 произведений, охватывающих два столетия русского искусства, от Ивана Айвазовского до Олега Целкова и Эдварда Беккермана. Пейзажная школа второй половины XIX – начала XX века представлена такими известными именами, как Николай Дубовской, Владимир Федорович, Александр Маковский и Константин Горбатов. Основное ядро этого раздела составляют
работы Константина Коровина разных лет, cреди которых следует особо отметить ранний шедевр «Гурзуф» 1912 года, произведения из знаменитой серии «Парижские бульвары» и замечательный портрет
элегантной женщины.
Этот ряд удачно дополняют две картины Сергея Виноградова, который вошел в историю не только как пейзажист, но и как консультант известных коллекционеров живописи французского модернизма, Ивана и Михаила Морозовых. Однако наиболее значительной работой и центральным экспонатом выставки является эффектное масштабное полотно одного из младших передвижников и основателей объединения «Союз русских художников» Абрама Архипова «Бабы на берегу» из знаменитой серии «Торговки».
![](https://towernews.ru/wp-content/uploads/2021/09/Абрам-Архипов-«Крестьянки-на-берегу»-1024x543.jpg)
Работы из этой серии отличаются крупным форматом, исключительным для творчества данного мастера. Размер полотна «Бабы на берегу» (100,5 x 189 см) вызывает в памяти восторженную реакцию Абрама Эфроса на близкую по формату и композиции картину из той же серии, которая была представлена на выставке «Союз русских художников» в 1913 году: «Необычно большие масштабы умелых холстов Архипова. Ведь метр на два, таких размеров у него раньше не было!» Среди представителей более молодого поколения центральное место занимает обширный блок
произведений Давида Бурлюка, который охватывает его творчество, включая работы японского, русского и американского периодов.
В экспозицию войдут более десяти картин художника, от ранних
кубофутуристских композиций до американских портретов 1920-х годов и экспрессивного натюрморта исполненного в 1948 году. Особого внимания заслуживает портрет Василия Каменского 1917 года, долгое время считавшийся утерянным.
![](https://towernews.ru/wp-content/uploads/2021/09/Роберт-Фальк-_Пейзаж-с-красным-домом_-806x1024.jpg)
Эту подборку дополнят работы других представителей русского авангарда: «Портрет матери» Владимира Бурлюка 1909 года, уникальные по качеству произведения Роберта Фалька, Ивана Пуни, Александры Экстер, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Владимира Баранова-Россине, а также полотно «Суд Париса» (1912) Бориса Анисфельда — наиболее ранняя из сохранившихся работ с изображением мифологических и библейских сцен, создававшихся художником на протяжении 1910-х годов («Сады Эдема», «Суламифь», «Ревекка у колодца» и др.). Для всех произведений этого цикла характерно использование отдельных приемов «умеренного» кубизма А. Дерена и О. Фриеза.
К этому же периоду относятся представленные на выставке натюрморты Бориса Григорьева, сангина Александра Яковлева «Борец сумо», долгое время хранившаяся в семье сестры художника в Париже, редкое для российского зрителя произведение Марии Маревны и два американских пейзажа — «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха. Однако наибольший интерес представляет более ранняя работа Рериха «Печоры. Внутренний вход со старой звонницей», которая относится к «Архитектурной серии», созданной во время поездок художника по России в 1903–1904 годах. Рерих писал с натуры, поэтому привозил из путешествий в основном малоформатные этюды на фанере. Однако «Печоры» представляют собой полноразмерный законченный холст. После выставки в Санкт-Петербурге в 1904 году император Николай II отдал распоряжение приобрести картину в Русский музей.
Однако Рерих, мечтавший о международной славе, решил сначала отправить работу в мировое турне. Картина была вывезена в Париж и Лондон, а затем включена в большой проект в рамках Всемирной выставки в Сент-Луисе в США в 1904 году. Из Америки она уже не вернулась — из-за мошенничества устроителя выставки Эдварда Грюнвальдта, тайком распродавшего экспонаты русских участников и присвоившего себе деньги. Известно, что художник неоднократно пытался вернуть полотно в Россию.
![](https://towernews.ru/wp-content/uploads/2021/09/Филипп-Малявин-_Две-крестьянки_-822x1024.jpg)
«Сейчас, когда выставочные обмены между странами оказались вынужденно замороженными, нам представляется особенно важным напомнить и коллекционерам, и зрителям о невероятном потенциале
русского искусства, и о новых перспективах, которые открываются перед частными галереями. Я рад, что в ноябре 2021 года москвичи и гости столицы будут иметь возможность увидеть шедевры русского
искусства, которые около 100 лет не показывались в России», — сказал в преддверии выставки владелец нью-йоркской галереи ABA Анатолий Беккерман.
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств (Москва. Пречистенка, 19)
Выставка открыта для посещения: 4 по 23 ноября 2021 года