Новости

Запуск новой карты «Тройка» с изображением картины Аристарха Лентулова

К 874-летию города Москвы Государственная Третьяковская галерея и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы запускают новую AR-карту «Тройка» с изображением картины Аристарха Лентулова «Тверской бульвар» (1917).

Карты, разработанные с использованием технологии дополненной реальности (AR – технологии), доступны в кассах Московского метрополитена с 11 сентября. AR-технология позволяет увидеть 3D-версию картины «Тверской бульвар» знаменитого авангардиста
Аристарха Лентулова. Сканируя QR-код, зритель попадает на онлайн-портал, где перед ним оживает старая Москва.

По словам генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, новая карта «Тройка» – своеобразный подарок москвичам ко Дню города: «Тверской бульвар» Аристарха Лентулова – одно из самых последних масштабных московских панно художника, написанных в 1917 году, прямо в преддверии революции. На самом деле мы следуем логике того, как Лентулов конструировал свою картину, потому что на всех его полотнах все движется, смещается к центру картины, разбегается центробежным образом. Искусство кубофутуризма – а Лентулов ярчайший представитель этого
направления – не только про цвет, а про движение, про невероятную динамику, и это чувствуется в этой работе. Москва – самый потрясающий город на планете, и с каждым с днем, с каждым месяцем и годом она становится все более яркой, красочной, мощной, с невероятной интенсивностью культурной жизни. Это та Москва, которую мы все любим, и я поздравляю город с днем рождения.»

Выбор автора и произведения не случаен. Аристарх Васильевич Лентулов принадлежал, по его собственному выражению, к левой фракции общества «Бубновый валет». Во время поездки в Париж художник приобщился к творчеству кубофутуристов. Однако Лентулов не стал эпигоном парижской школы, он переосмыслил язык кубизма, орфизма, футуризма и создал свой индивидуальный стиль. Тема городского пейзажа, включающего обязательные элементы древнерусской архитектуры, стала для художника одной из наиболее интересных. Для своих монументальных панно художник избрал принцип «цветодинамики». Формы расчленялись на цветовые фрагменты, то сгущаясь, то, наоборот, разбегаясь от центра. Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – в ней удивительно гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, «дивным узорочьем» форм. Соединив ослепительную красочность с кубизацией формы, Лентулов придал национальной теме мощное и современное звучание.

Панно «Тверской бульвар. Страстной монастырь» – последнее в его знаменитой серии архитектурных образов Москвы. На картине представлен не условный «портрет» здания, а образ городской среды. Лентулов вводит в картину изображение прохожих, их странно деформированные лица придают знакомому московскому ландшафту необычный вид: освещенный храм, темный силуэт памятника, у подножия которого в мрачноватом свете фонаря возникает «сборище масок». В «Тверском бульваре» заметно движение от формы
декоративного панно к станковой картине, от кубофутуристического нагромождения предметов и плоскостей к некоторой пространственности.

Картину Аристарха Лентулова «Тверской бульвар» можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу в зале №5.

Помимо карты с изображением «Тверского бульвара» в сентябре-октябре 2021 года в продаже появятся «Тройки» с другими живописными произведениями из собрания Третьяковской галереи: «Заморские гости» Николая Рериха, «Чёрный квадрат» Казимира
Малевича, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Москва река. Село Коломенское» Аполлинария Васнецова.