ЗВЕЗДЫ

Татьяна Печникова: «У меня есть все, чтобы быть счастливой!»

Заслуженная артистка России Татьяна Печникова – лауреат Российской музыкальной премии «Casta Diva», лауреат Национальной театральной премии “Золотая маска” в номинации “Опера – женская роль”, лауреат премии Фонда Евгения Колобова «За беззаветное служение оперному искусству», преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных.

Примадонна оперного искусства Татьяна Печникова сохраняет, развивает, приумножает и прославляет лучшие культурные традиции в России и за рубежом.

Творческую деятельность обладательница восхитительного сопрано и незаурядного артистизма успешно совмещает с педагогической, передавая свой бесценный опыт начинающим артистам. И в семье у Оперной Дивы царят гармония, взаимопонимание и любовь. Тридцать лет счастлива в браке с президентом Московской юридической корпорации Вячеславом Печниковым, который всегда и во всём поддерживает свою прекрасную супругу.

Более двадцати лет Вы блистали на сцене московского театра Новая Опера, где воплотили огромное количество образов. Вспомните свою первую роль в этом театре.

На прослушивании в Московский театр Новая опера я пела сцену «Письма Татьяны» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». По реплике из зала художественного руководителя и главного Дирижера, Колобова Евгения Владимировича, я поняла, что мое исполнение ему понравилось. Эта партия и стала первой ролью в моей оперной судьбе. Опера «Евгений Онегин», в которой я пела главную партию Татьяны, а за пультом стоял гениальный дирижёр Колобов Е.В., была снята на видео, с которым театр издал DVD диск. Следующим был DVD диск с оперного спектакля «Норма» В. Беллини. Поклонники с радостью восприняли появление видеоверсий любимых постановок на DVD, ведь это подарило возможность в любой момент посмотреть запечатлённый на видео спектакль и вспомнить эмоции. Впереди были главные партии более чем в тридцати операх, воплощённые на сценах разных Российских и зарубежных театров.

За роль в спектакле «Норма» Вы стали лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» и лауреатом Российской музыкальной премии «Casta Diva», единственной специальной премии в области оперного искусства России. Расскажите об этой работе.

На постановку оперы «Норма» В. Беллини руководство театра Новая опера пригласило команду из Германии, из Штутгартской оперы (Stuttgart State Opera) – режиссёра и драматурга, Серджио Морабито и Йосси Вилера. Большие мастера и профессионалы помогли глубоко проработать драматический и музыкальный образ Нормы из этой гениальной оперы. Сама постановка была очень интересной, позволила вырасти актёрски, заявить о себе на другом уровне и получить престижную оперную премию «Casta Diva», которой были удостоены великие оперные певцы Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов и др.

Оперный спектакль «Норма» был выдвинут на соискание Национальной Театральной премии «Золотая маска» в нескольких категориях. В  большом конкурсе среди лучших певцов из ведущих театров России я победила и получила эту высокую Премию в Номинации «Главная женская роль в опере».

Каждая роль – это определённый рубикон и важный отрезок жизни. Можете назвать три самых знаковых для Вас роли на сцене «Новой оперы»?

Три самые знаковые для меня роли – это Татьяна из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», которую поставил великий оперный дирижер, музыкант, Е.В.Колобов; образ Нормы в опере «Норма» в постановке Серджио Морабито и Йосси Вилера; роль Рахиль в первой для меня в Европе премьерной постановке оперы Ф. Галеви «Иудейка». В 2012 году фондом Е.В.Колобова мне была вручена Премия «За беззаветное служение оперному искусству». Очень важная и ценная награда, которая является Олимпом в профессии.

Вы участвовали в постановках в ведущих театрах Европы, расскажите об этом.

Мне посчастливилось участвовать в постановках и петь спектакли в лучших оперных театрах Европы – это театры категории «А», самого высокого класса в оперном мире, куда приглашают звёзд жанра, добившихся наивысших профессиональных достижений в разных странах. В Штутгардской штатсопере я исполняла главные партии Нормы в опере «Норма» В.Беллини и Рахель в опере «Иудейка» Ф.Галеви, на сценах Дрезденской оперы Земпера (Semperoper)и Баварской государственной оперы (Bayerische Staatsoper) в Мюнхене я воплощала Рахель в спектакле «Иудейка» Ф.Галеви.

Работа над постановкой в Европейском театре – это отдельная и очень интересная тема, совершенно другая Вселенная, как с ментальной, так и с организационной точки зрения. Например, в России репетиции спектаклей, как правило, идут в отдельном репетиционном зале, а потом уже спектакль адаптируется к созданным декорациям. В Европе атмосфера будущей постановки создаётся с самых первых репетиций – в отдельном ангаре в полном размере и масштабе выстраивается макет декораций будущего спектакля, благодаря чему актёры изначально репетируют в том пространстве, которое создано художниками-постановщиками и всей командой. Разумеется, костюмам, реквизиту и другим неотъемлемым частям постановки в Европе уделяют самое пристальное внимание: репетиции, как правило, проходят в костюмах, если в процессе какие-то вещи и предметы изнашиваются или выходят из строях, их сразу меняют на новые. К слову, и вся постановочная группа, включая художников по костюму, по гриму, множество администраторов и ассистентов, присутствует на каждой репетиции, а не тогда, когда их вызывают: они полностью погружены в процесс, сразу видят изменения и трансформации, которые вносит режиссёр, хореограф, дирижёр и другие участники творческого процесса. В ведущих Европейских театрах, как правило, нет своей труппы – на каждый спектакль приглашают оперных артистов со всего мира и, соответственно, под их органику и индивидуальность выстраивается весь рисунок постановки.

Исполнение главных партий в престижнейший театрах мира – колоссальный профессиональный опыт, это не только очень почётно с точки зрения регалий, но и невероятно полезно и продуктивно. Сотворчество в спектаклях с лучшими оперными певцами мира помогло мне осмыслить, понять и дальше использовать многие приемы и техники оперного вокала, позволило ещё больше вырасти профессионально.

Насколько сильно европейская публика отличается от отечественной?

Публика в Европе, конечно, значительно отличается от российской. Например, если в Европе кому-то из зрителей не нравится спектакль, он обязательно досидит до конца, чтобы иметь общее представление о постановке, и даже антракты между действиями не увлекут его уйти. У нас зрители зачастую уходят с непонравившегося спектакля с начала действия, если оно их не заинтриговало. У меня была поклонница в Швейцарии, по профессии она врач. Будучи по работе в Москве, однажды она попала в театр Новая опера на спектакль «Травиата», в котором я исполняла партию Виолетты. Она была покорена моей работой, написала мне в социальной сети @tpechnikovaofficial свои эмоции и попросила сообщать, когда у меня будут спектакли в Европе. Когда я пела один из спектаклей в Дрезденской Земперопере, она на моё выступление приехала на машине из Швейцарии вместе с родителями и бабушкой, которой на тот момент было 92 года. Когда мы встретились после окончания спектакля, они мне с радостью рассказали, что специально ехали 6 часов в дороге из другой страны и что, переночевав в Дрездене, утром они поедут домой. Так принято в Европе: на интересный спектакль или хороший состав зрители ездят по несколько раз в месяц не только из разных городов, но и стран.

Вы много гастролируете с концертной программой, какой репертуар исполняете на своих музыкальных вечерах?

Концертный репертуар зависит от направления гастролей. Если это приглашение спеть на фестивалях в оперных спектаклях, то это оперные партии. Если это концерты, то они бывают разные. Например, тематические концерты, приуроченные ко Дню рождения А.С. Пушкина или к юбилею П.И.Чайковского, в них исполняю соответствующую тематике вокальную классику. Мой репертуар многогранен: оперные арии, романсы русских и зарубежных исполнителей, оперетта, музыка из кинофильмов, народные песни. Безусловно, он варьируется и в зависимости от географии гастролей. Например, когда меня пригласили спеть в Калмыкии, вместе с классическим репертуаром я специально выучила и исполнила народную песню на калмыцком языке. Было очень ценно, что зрители сказали, что им понятно каждое слово.

Концертную и театральную деятельность Вы успешно совмещаете с педагогической, расскажите о педагогике. Когда осознали, что Вам интересно делиться своим колоссальным опытом с молодым поколением? Насколько сложно преподавать?

За долгие годы работы в театре Новая опера ежегодно я видела, что в мае и октябре на конкурс в сольную труппу приходили в среднем по 200 кандидатов, мечтающих служить в театре. Некоторые из них хорошо пели, имели диапазон, верхние и нижние ноты, но технически исполняли неправильно, не оперной манерой. Когда им отказывали, они искренне недоумевали: почему им не дают возможность работать в театре. Я слышу ошибки и, самое главное, понимаю на уровне физики: где идёт зажим, почему он возник и как его исправить. Вокальное искусство особенно сложно тем, что оно очень индивидуально: у вокалистов всё внутри.

Например, игру на каком-либо музыкальном инструменте преподаватель может продемонстрировать, а ученик запомнит движения его пальцев и повторит. В вокале педагог показывает ту или иную технику или приём на собственном примере, но другой человек по своей природе не сможет это воспроизвести. Добиться необходимого результата возможно через объяснение, нахождение нужных упражнений для конкретного артикуляционного аппарата, для конкретной психофизики. Я рада, что сейчас пришла преподавать в родной ВУЗ, на свою замечательную вокальную кафедру № 1 Российской Академии музыки имени Гнесиных, которой руководит профессор Агин Михаил Суренович.

Также я провожу мастер-классы в разных городах. Недавно по приглашению Министра Культуры Чувашии, Каликовой Светланы Анатольевны, я провела мастер-классы для артистов Чувашского государственного театра оперы и балеты и для студентов Чебоксарского музыкального училища им. Ф. П. Павлова. В течение нескольких дней с утра до вечера была проведена активная, конструктивная и очень интересная работа. Ранее я неоднократно выступала на сцене Чувашского театра оперы и балеты с концертами, участвовала в Фестивалях, взаимодействовала на сцене с солистами театра, среди которых немало народных и заслуженных. На мастер-классах царила очень душевная творческая атмосфера, всегда приятно работать с коллегами, с которыми хорошо знакома, делиться профессиональным опытом, отвечать на интересующих вопросы.

Благотворительность для Вашей семьи – неотъемлемая часть жизни. Расскажите об этом векторе работы.

Благотворительные концерты – важная часть в творческой жизни, я думаю, любого оперного певца. Такие концерты проходят и в Москве, и в городах России. Я, например, пела концерты в Домах ветеранов, школах и т.д. Как говорит моя подруга, великолепная пианистка и профессор Академии Петрова Валерия, с которой я дружу и сотрудничаю более двадцати лет: «Мы должны что-то отдавать Богу!». Я с этим абсолютно согласна, поэтому с удовольствием откликаюсь на такие предложения. Благотворительность – неотъемлемая часть характера моего мужа, он организует концерты на восстановление храмов и другие мероприятия. Я всегда с радостью участвую в его проектах.

Татьяна Печникова и Валерия Петрова


Татьяна и Вячеслав Печниковы

Оперу и балет по праву называют элитарным искусством, далеко не всем дано их в полной мере оценить. Какие действия и меры, на Ваш взгляд, помогают в формировании хорошего вкуса, прививая детям и взрослым чувство прекрасного?

Так сложились обстоятельства, что я рано начала работать: сначала музыкальным руководителем в детском саду, затем педагогом модного в 1990-ых годах «Центра Эстетика», потом преподавала фортепиано в музыкальной школе. Уже тогда я поняла, что чем больше дети слушают музыку, тем богаче и гармоничнее складывается личность. Когда родители водят детей в разные театры, у них с раннего возраста формируется хороший вкус и умение чувствовать прекрасное, это позволяет в дальнейшем через призму своего богатого внутреннего мира воспринимать и любить симфоническую музыку, оперу и балет.

У нас с мужем взрослый сын, вернувшись из родильного дома, я с первых дней жизни ставила ему симфоническую музыку, в частности, «Времена года» Вивальди и другие произведения, домочадцы улыбались и не понимали, как он в таком несознательном возрасте может что-то услышать и понять. Сын вырос, в 16 лет психолог во время тестирования была поражена и восхищена, насколько он гармоничен и коммуникабелен, насколько комфортно ему внутри себя. Я убеждена, что душу нужно питать красотой!

Как Вы с семьёй любите отдыхать и восстанавливать силы?

Время, когда мы не работаем, это прекрасный отдых друг с другом и с семьей сына. Идём ли мы в ресторан, едем ли отдыхать в России или за рубеж, или просто смотрим вместе хороший фильм – нам уютно и гармонично вместе. В этом году 30 лет нашей совместной с мужем жизни, у нас прекрасный сын и его умница- жена. Слава Богу, все хорошо! У меня есть все, чтобы быть счастливой и радоваться всему, что даёт мне Бог!

Татьяна Печникова добилась значительных творческих высот, на протяжении долгих лет оставаясь на вершине Оперного Олимпа, который является авангардом мировой культуры. 

Официальный сайт  https://www.tatianapechnikova.com/

Фото: из личного архива