СОБЫТИЯ

Алёна Яковлева, Максим Аверин и артисты Театра Сатиры в спектакле «Лес»

«Ничто незыблемо на свете!»: эта фраза трагика Несчастливцева в восхитительном исполнении Заслуженного артиста России Максима Аверина во многом является лейтмотивом спектакля «Лес» Театра Сатиры в постановке Антона Яковлева.

Антон Яковлев – режиссёр, который особо пристальное внимание уделяет исследованию и постижению безграничной природы человеческой личности. В преддверии Нового, 2021 года, на сцене Театра Сатиры во всём масштабе и многогранности вырос монументальный и метафоричный «Лес», в основе которого знаменитая комедия А.Н. Островского.

Премьера постановки состоялась 25 декабря 2020 года, пандемия оказала влияние на всех нас, сделав мудрее и заставив по-новому воспринимать ценность каждого мгновения жизни.

Антон Яковлев, режиссер-постановщик:

«В этой пьесе есть все. Острая, сатирическая комедия и, в тоже время, пронзительная человеческая драма. Она и сегодня звучит так же современно, как и сто с лишним лет назад, а это и есть признак настоящей Классики. Но самое главное, почему я захотел поставить ее, это очень близкая мне по духу Тема. Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то только благодаря таким идеалистам».

События и герои, о которых рассказывал в своих произведениях драматург Александр Николаевич Островский в 1870 году, не теряют актуальность в современном мире, как и неискоренимые человеческие пороки, которые высмеивали и обличали великие классики литературы.

В позапрошлом веке влюблённость престарелых богатых дам или джентльменов в юношей и девушек считалась гораздо большим нонсенсом, чем сейчас, когда мезальянсы стали обыденностью. Театральные деятели, как и 150 лет назад, в 21 веке далеко не всегда находятся в фаворе благосостояния, а молодые барышни по-прежнему страдают от отсутствия (а порой – от избытка) приданого.

В скитаниях по России встречаются трагик Несчастливцев (Максим Аверин) и комик Счастливцев (Юрий Васильев). Волею случая они оказываются недалеко от имения Гурмыжской, тетки Несчастливцева (Алёна Яковлева). А там всё смешалось – тетка собирается замуж за юнца Буланова (Артём Минин), сосед Восьмибратов (Игорь Лагутин) выгадывает, как подешевле скупить теткин лес, племянница-бесприданница Аксинья (Мария Козакова/ Майя Горбань), не надеясь на счастливое замужество, собирается топиться… И в этом водовороте событий только нищие актеры умеют по-настоящему сопереживать ближнему.

Островский назвал свою пьесу не из-за помещичьих угодий, которыми не слишком рентабельно приторговывает главная героиня Гурмыжская.

«Лес» – это метафора, символизирующая неискоренимую тайгу человеческих пороков и необъятный бурелом страстей, сомнений и соблазнов, а ещё аллегория, отражающая диссонанс роскошного внешнего облика и внутренних недостатков: мы выстраиваем вокруг себя леса и заборы и, словно деревья мхом, обрастаем цинизмом, равнодушием, чёрствостью, эгоизмом и лицемерием, забывая о вечных ценностях и пренебрегая незыблемыми нравственными нормами.

Хотя жанр пьесы «Лес и, соответственно, спектакля определён как комедия, в ней много драматизма и трагифарса, в которых тонко завуалирована вся наша жизнь.

Сценография художника Марины Рыбасовой погружает публику в лаконичное пространство загородной помещичьей усадьбы, где в разных геометрических пропорциях на вращающейся платформе перемещаются деревянные конструкции.

Костюмы Марии Вольской также очень эстетичны и эклектичны – в образах всех персонажей преобладает чёрно-белая цветовая гамма, только комик Счастливцев выбивается из этого стиля.

Музыка Ивана Замотаева добавляет динамику и драйв событиями, а в некоторых моментах придаёт меланхолию и, напротив, немного успокаивает и гасит градус накала страстей.

Форма обрамляет содержание, но не отвлекает внимание своей помпезностью – всё внимание публики направлено на актёров, каждый из которых филигранно воплощает своего героя.

В «Лесе» два центральных персонажа, которые являются антагонистами: властная помещица Раиса Павловна Гурмыжская (Алёна Яковлева) и её племянник, актёр-трагик Геннадий Несчастливцев (Максим Аверин).

И для народной артистки России Алёны Яковлевой, и для заслуженного артиста России Максима Аверина роль в спектакле «Лес» можно назвать настоящим творческим бенефисом, который изобилует ярким калейдоскопом эмоций и многогранной палитрой красок.

В начале первого акта герой Максима Аверина, декламируя монолог Гамлета «Быть или не быть», проходит из амфитеатра через весь зал на сцену. Драматические отрывки, искусно интегрированные в монологи Несчастливцева, изящно усиливают смысл всего произведения. Каждый человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: «Быть или не быть?» И от того ответа, который он даст, зависит вся его жизнь, его честь, достоинство и благородство.

Своенравная помещица Гурмыжская (Народная артистка России Алёна Яковлева) – невероятно стильная моложавая дама, в которой ещё не остыли природные инстинкты, но, увы, уже растворились морально-нравственные принципы. Едва ли кто-то осудит её за страсть к юноше, который в разы моложе: мезальянс давно превратился из исключения в норму и мало кого удивляет в свободном, прогрессивном обществе.

Но лицемерие, фальшь, изворотливость и лживость, которые Раиса Павловна прикрывает благими намерениями, псевдо-искренним участием в судьбах окружающих, вряд ли у кого-то вызовут симпатию и одобрение. А вот те, кто узнает во властной героине себя, может быть, немного пересмотрят своё отношение к жизни. Ведь театр может и должен нести созидательную функцию, что «Лес» Антона Яковлева блестяще демонстрирует.

Узнав о профессии и образе жизни Несчастливцева, Гурмыжская перестаёт принимать его всерьёз, ведь для её жизненного кредо это потерянный для мира лицедей. Но для какого мира? Где всё покупается и продаётся, где меркантильность важнее порядочности, а в чести ложь, лукавство, расчёт и интриги? Конечно, для этого мира Несчастливцев – чудак, про которого говорят «не от мира сего».

Максим Аверин воплощает своего героя с искренним трепетом и состраданием – чувствуется, что во многом персонаж близок актёру и что он также неравнодушен к окружающему миру и к людям, как и его герой.

Второстепенные персонажи – не менее колоритны и объёмны, чем два главных героя.

Комик Счастливцев в воплощении народного артиста России Юрия Васильева – очаровательный комедиант, не слишком удачливый по жизни, но сумевший остаться верным своим идеалам и своему призванию. Клоунский костюм Счастливцева словно говорит нам: посмотрите, за комичным внешним видом живёт хрупкая душа.

Обаятельны и порой даже слишком преданны своим хозяевам слуги Улита (Татьяна Титова/ Ольга Суркова) и Карп (Александр Чернявский/ Константин Карасик).

Предприимчивый сосед Восьмибратов (Заслуженный артист России Игорь Лагутин) никогда ни в чём не упустит своей выгоды – даже религиозность он напыщенно выставляет напоказ тогда, когда удобно. И уж тем более не позволит сыну жениться на невесте без приданого.

Среднестатистический альфонс-приспособленец Буланов (Артём Минин), который с «лёгкой» руки госпожи быстро трансформируется из туповатого увальня во властного, сумасбродного барина.

Девушка-бесприданница Аксюша (Мария Козакова/Майя Горбань) искренне влюблёна в сына Восьмибратова, но постепенно утрачивает надежду на счастливое будущее. Бескорыстный и милосердный Несчастливцев не только спасёт девушку от фатального решения, остановив у «последней черты», но и подарит шанс на обретение семейного счастья, пожертвовав своим благосостоянием.

История лицедеев Счастливцева и Несчастливцева очень показательна и невероятно актуальна: люди, чья профессия примерять на себя разные роли, сумели не потерять самих себя в водовороте жизни, сохранив идеалы благородства и чести, способность пожертвовать своими интересами во благо других.

Вряд ли «валёжник» и «бурелом» человеческих пороков и страстей возможно выкорчевать, но можно и нужно пытаться сохранить бесценные сокровища своей души, ведь этот клад ценнее и дороже шкатулок с деньгами и драгоценностями всего мира!

Персонаж, которого во всей гамме чувств блистательно воплощает Максим Аверин, помогает сохранить веру в человечество и напоминает, что доверие, добро, искренность, милосердие и бескорыстие – это неотъемлемые качества человеческой души, которые и делают нас людьми!

В финальной мизансцене герой воспарит на цирковых тросах над примитивом обывательской жизни, оставшись верным своим идеалам и ни на мгновение не изменив себе.

Очень жаль, что таких людей, как Несчастливцев, становится всё меньше и меньше в человеческой цивилизации, но пока такие люди есть, не всё еще потеряно!

В ближайшие недели «Лес» на сцене Театра Сатиры вырастет 14 и 24 октября.

«Эх, Вы, люди, люди…»

Порядочного Человека в «Лесу» искала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Сатиры