10 апреля 2020 года в Новой Третьяковке должны были открыть выставку об искусстве эпохи застоя — вторую часть многолетнего проекта по исследованию позднесоветской культуры.
Галерея открыла уже предварительную продажу входных билетов на выставку с открытой датой.
Рекламная кампания к выставке «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» строится на истории трёх действующих лиц – героев эпохи.
Герои – это три узнаваемых персонажа своего времени, а их образы навеяны драматургией культовых фильмов того периода: мужчина среднего возраста (государственный служащий), молодой человек (инженер-конструктор или архитектор), девушка (она готовится к поступлению в аспирантуру и обладает непостижимым талантом советских женщин выглядеть модно и привлекательно в условиях тотального дефицита).
У каждого из них своя жизнь, которая представлена на отдельных афишах.
Они же встречаются вместе в ролике, специально созданном для этой выставки, где герои оживают.
На афишах можно разглядеть интересные детали, отсылающие к аспектам выставки. Архитектор работает над проектом типового многоэтажного дома, который, вероятно станет серийным, при этом ориентируясь на постройки итальянского Возрождения, которые в виде открыток приколоты к его кульману. Девушка, будущая аспирантка, сидя в парикмахерской, штудирует литературу по изобразительному искусству.
Масштабная выставка-исследование задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если в проекте «Оттепель» (ГТГ, 2017) основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, выставка, посвященная эпохе застоя, предполагает анализ индивидуального и массового сознания на материале художественных произведений, и это первая попытка подобного анализа.
Несмотря на то, что слово «застой» имеет отрицательные коннотации, сама эпоха 1970-х – середины 1980-х годов была насыщена интеллектуальными спорами и поисками, поскольку в ситуации бегства от официальной идеологии критически мыслящие люди были вынуждены существовать и развиваться в профанной советской реальности и воображаемых мирах.
В этом выставочном проекте искусство эпохи застоя впервые будет рассматриваться в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от культуры индустриальной к культуре информационной. Советские художники, так же как и их западные коллеги, столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, столкновения локальных и глобальных контекстов.
Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение».
В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу действия кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще дальше — за пределы реальности как таковой.
На выставке будут представлены более 500 произведений живописи, скульптуры и графики из российских и зарубежных собраний, а также фрагменты фильмов, документация перформансов и архивные материалы.
Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева