АФИША

Многогранный мюзикл «Доходное место» на сцене Московского театра оперетты

«Кажется, на Руси я один не беру взяток!» – император Николай Первый. Эта фраза одного из самых противоречивых российских правителей является эпиграфом к мюзиклу «Доходное место», который уже два с половиной года украшает репертуар Московского театра оперетты.

В основе спектакля – вечно актуальная, злободневная, остроумная, ёмкая и хлёсткая пьеса Александра Николаевича Островского, которую создатели изящно и искусно адаптировали в жанре музыкального театра, сохранив глубокую драматургию персонажей, метафоры и гротеск диалогов и множество смыслов, заложенных в произведении.

В работе над мюзиклом собралась блистательная команда супер-профессионалов – признанных мэтров сценического искусства.

Музыку «Доходного места» написал советский и российский композитор народный артист России Геннадий Гладков, любимый миллионами за «Обыкновенное чудо» и «Бременских музыкантов». Либретто и стихи принадлежат перу талантливого драматурга Юлия Кима, который является соавтором многих успешных спектаклей Театра оперетты, ставших настоящими театральными бестселлерами. Режиссёр-постановщик и балетмейстер спектакля – Валерий Архипов, в чьём творческом багаже – искромётная «Королева Чардаша» Театра оперетты, знаменитый спектакль Театра Сатиры  «Дороги, которые нас выбирают», являющийся лауреатом престижной премии «Гвоздь сезона». Костюмы создала легенда мира театральной моды, Лауреат Золотой маски, Виктория Севрюкова, чьё имя в афише – гарант красоты, эстетики и тонкого попадания в эпоху. Мюзикл «Доходное место» стал одной из последних работ выдающегося художника Бориса Краснова, сценографа более 3,5 тыс. проектов, среди которых самые популярные спектакли, телепрограммы, фестивали. Год назад художник, много лет успешно сотрудничавший с выдающимися артистами, в том числе с Людмилой Гурченко, Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Ларисой Долиной, Александром Розенбаумом, ушёл из жизни из-за последствий коронавирусной инфекцией, но творческое наследие Бориса Аркадьевича навсегда осталось в культурной истории.

Согласно оригинально задумке в одном лице режиссёра и балетмейстера Валерия Архипова, на сцене разворачивается «броуновское движение» героев, одни из которых создают видимость бурной деятельности и готовы ради достатка и своих интересов на всё, а другие  мечтают жить честно и строят «воздушные замки» из иллюзий, амбиций и принципов. Только эти иллюзии могут быть разбиться об «айсберги» суровой действительности, столкнувшись с серьёзными трудностями и суровым общественным мнением.

Создатели спектакля не стали переносить действие в сегодняшнее время – события происходят в девятнадцатом веке, но у зрителей складывается ощущение, что герои – наши современники, облачённые в благородные мундиры и роскошные кринолины.

«Доходное место» – это заветная вакансия столоначальника, которая гарантирует сытую, комфортную жизнь без напрягов и трудов. Взяточничество, приспособленчество, угодничество, подлость, меркантильность, расчётливость и корысть персонажей показана во всем масштабе.

Для каждого из актёров этот спектакль можно назвать бенефисом, ведь в «Доходном месте» их палитра раскрывается в разных красках и оттенках, транспонируя на зрителей мощнейшую гамму чувств!

В образе главного коррупционера и «высокой шишки», Аристарха Владимировича Вышневского, предстают в разных составах три глыбы музыкального театра, Игорь Балалаев, Александр Голубев и Александр Маракулин. Мы смотрели состав с Игорем Балалаевы. В трактовке многогранного актёра Вышневский – властный, могущественный (можно даже сказать всемогущий) в обществе, но глубоко несчастный в личной жизни человек.

Вместо иконостаса в его доме центральное место занимает сейф с золотыми слитками и пачками денег – наворовал Вышневский за свою карьеру много капитала и даже «купил» себе молодую-красавицу жену Анну Павловну, которую трепетно и трогательно в разных составах воплощают Анна Новикова и Светлана Криницкая. Но ни за какие деньги нельзя купить любовь и нежность – Анна Павловна не скрывает своё презрение к престарелому супругу.

Первый заместитель Вышневского на службе, подлый и мелочный Аким Акимович Юсов в ироничном, гротесковом воплощении Владислава Кирюхина и Дмитрия Лебедева – типичный представитель чиновников средней руки: Аким Акимович ценит в людях не интеллект, а угодничество и учтивость, ум и эрудиция таких, как он, сильно раздражают и являются для них сигналом неблагонадёжности. Про таких, как Юсов, смело можно сказать, что он сын интриг и порока, и логично, что Аким Акимович благоволит тем, кто одной с ним «масти».

Лживый, подлый приспособленец и карьерист Онисим Белогубов в органичном воплощении Никиты Грабовского и Александра Бабика – достойный преемник таких Юсовых и Вышневских: именно благодаря таким людям коррупция на Руси неискоренима на протяжении веков.

Антиподом этой колоритной троицы лжецов является племянник Вышневского, Василий Николаевич Жадов, которого в разных составах воплощают Александр Фролов и Павел Иванов. Жадов – дерзкий, смелый, принципиальный идеалист, который искренне убеждён, что можно зарабатывать на жизнь честным трудом, жить в согласии с совестью и не изменять себе. Но так ли крепки и прочны убеждения Жадова? Не дрогнет ли он перед нуждой, трудовой рутиной? Или, может быть, под влиянием капризов жены станет таким же, как Белогубов, Юсов и Вышневский? Мы не будем разрушать интригу – это увидят зрители.

Не менее колоритны и харизматичны и женские образы зажигательного спектакля.

Лживая, изворотливая Фелисата Герасимовна Кукушкина в трактовках актрис Елены Ионовой и Инары Гулиевой – женщина, готовая на многое, чтобы выгодно выдать замуж своих дочек, которых она учит не любви и верности, а гораздо более бытовым, можно даже сказать «рыночным» отношениям с мужьями.

Две сестры, Юля и Полина, во многом являются противоположностью друг друга: ведущая и проницательная Юленька (актрисы Ольга Белохвостова, Алёна Голубева и Вита Пестова), точно знающая, чего она хочет, и ведомая Полина (актрисы Екатерина Кузнецова и Дарья Январина), которая не имеет собственного мнения и легко поддаётся чужому влиянию.

Важную лепту в развитие сюжета внесёт обаятельный Досужев (актёры Александр Бабик и Пётр Борисенко). Этому герою уделена в спектакле всего одна мизансцена, но её смело можно назвать кульминационным тайфуном драйва и цунами энергии. В «бурлящем шторме чувств» Досужева главный герой Жадов многое поймёт о самом себе.

Музыкальная партитура спектакля восхитительно отражает характер и настроение и, словно проводник, ведёт зрителя по насыщенным сюжетным линиям.

Гимн чиновников «Место доходное», лирическая ария Жадова и Полины «Дождик, дождик», гиперболизированные мизансцены о «женской доле» мамы и дочерей Кукушкиных, пронзительная исповедь Анны Павловны, пьяный чиновничий балаган деградации и примитива в трактире и искренние страдания, сомнения и муки Жадова, стоящего на краю пропасти и нравственного падения до уровня тех, кого он презирает…

Сценография Бориса Краснова использует весь масштаб театральной сцены и все новейшие инновационные мультимедийные достижения. Монументальные интерьеры госучреждений мгновенно трансформируются в роскошные апартаменты дома Вышневских, в скромные, но уютные интерьеры Кукушкиных и аскетичный мир комнаты Жадовых. А упомянутый выше сейф Вышневского является одним из полноценных персонажей спектакля и мощной смысловой аллегорией.

«Соблазны, соблазны…манят и пленяют!» – одна из кульминационных арий мюзикла, которая рефреном повторяется на финальных поклонах, тонко и точно отражает основную мысль спектакля.

Так ли всемогущи финансы, как многие считают? Или это всего лишь средство и благо, бессильное перед фатальным одиночеством? Всё ли в этом мире покупается и продаётся? И можно ли чувствовать себя в безопасности, если нарушаешь закон? Нагонит ли справедливое возмездие кого-то из отрицательных героев? Смогут ли соблазны сломить самого стойкого «оловянного солдатика» Жадова? Увидят зрители «Доходного места»!

Такие постановки помогают взглянуть сквозь призму на весь наш мир, сделать выводы и расставить приоритеты  в своей собственной жизни. А ещё благодаря мюзиклу можно сохранить веру в людей, ведь неслучайно один из лейтмотивов творчества Александра Островского в том, что даже в самом тёмном царстве всегда есть место лучу света…

Кем быть: светом или всепоглощающей тьмой? Выбор за нами! Главное в погоне за «Доходными местами» не терять самих себя!

Между соблазнами и стремлениями балансировала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии: пресс-служба Московского театра оперетты

mosoperetta.ru