C 8 ноября в 21:20 на телеканале «Россия» – премьера многосерийной исторической драмы «Седьмая симфония». Пронзительная человеческая история об одном из самых вдохновляющих и невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда. Главные роли в сериале исполняют: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Лидия Вележева, Янина Студилина, Борис Смолкин и Игорь Ясулович. Режиссер Александр Котт.
Синопсис:
Ленинград. Весна 1942 года. После первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра радиокомитета получает важное правительственное задание – исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным – от оркестра осталось несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, а кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!». В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу (Алексей Гуськов) откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серегин (Алексей Кравченко). Но еще до этого приказа судьба лейтенанта Серегина, потерявшего всю семью во время налета, пересекается с судьбой Элиасберга: именно Серегин руководит задержанием и арестом жены дирижера. Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие друг друга, дирижер и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии. В фильме переплелись судьбы ленинградцев и защитников города, всех, кто сражался с врагом во имя любви и надежды.
АКТЕРЫ О СВОИХ ПЕРСОНАЖАХ:
Алексей Гуськов (Карл Элиасберг, дирижер Большого симфонического оркестра (БСО) Ленинградского радиокомитета):
«В этой истории совершенно невероятное переплетение судеб, переплетение жизней. Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал. Готовясь к съемкам, я читал воспоминания о нем Евгения Светланова и других дирижеров, мы с режиссером Сашей Коттом даже ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки» – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга незаслуженно недооценен. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нем, и низко поклонились ему в ноги».
Елизавета Боярская (Вера Преображенская, флейтистка БСО):
«Моя героиня – персонаж вымышленный. Вера пережила страшную трагедию в начале войны, и не видит смысла жить дальше, обожжена и раздавлена горем. Война была безжалостна ко всем, никого не щадила. Но Веру спасает и возвращает к жизни любовь и, конечно, музыка. Наш фильм именно про спасение души, когда музыка оказывается сильнее самых страшных событий, и для многих людей в печальные минуты их жизни становится единственным спасением».
Наталья Рогожкина (Надежда Бронникова, жена Элиасберга, пианистка БСО):
«Мне кажется, главная характеристика моей героини – она очень красивый человек. Для меня важно и ценно было доверие, которое возникло ко мне, как к актрисе, когда меня пригласили на эту роль. Надеюсь, я смогла сделать ее достойно замыслу. Я благодарна за возможность поучаствовать в этой масштабной человеческой истории – столь же красивой, сколько и трагичной».
Алексей Кравченко (Анатолий Серегин, лейтенант НКВД):
«Когда Алексей Гуськов прислал мне сценарий, я прочитал его запоем. Читал и не верил своим глазам, что мне такой подарок достался. Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осажденном городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает ее и считает, что это глупое, пустое занятие, когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало. В процессе фильма Серегин сильно меняется, открывается с неожиданной стороны».
Янина Студилина (Лида Клейман, певица Ленконцерта):
«Моя героиня – настоящая, сильная и одновременно хрупкая женщина. В фильме есть сцены, когда она поет солдатам, которые уходят на фронт и, возможно, эта песня – последнее, что они услышат. От одной этой мысли у меня были мурашки по коже. Вопрос жизни и смерти стоял перед героями этой истории каждую минуту, но они продолжали жить, любить. Когда не знаешь, сколько еще проживешь, поступаешь так, как подсказывает сердце».
Виктория Толстоганова (Ольга Берггольц, поэтесса):
«Я играю поэтессу Ольгу Берггольц, ее называли музой блокадного Ленинграда, голосом осажденного города. Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась, даже после того, как умер муж. Она – олицетворение мужества, стойкости и, конечно, героизма, великой любви к людям. Для меня очень важно прикоснуться к этой судьбе».
Съемки «Седьмой симфонии» проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Декорации блокадного города были развернуты в самом центре – возле Казанского Собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных. В один из съемочных дней площадь перед Казанским была огорожена и «засажена» сначала ростками капусты, потом их заменили на кочаны (в годы блокады люди прямо на площадях выращивали овощи). В трамвайном депо снимали сложную сцену бомбежки; на территории рыбзавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в сцене налета немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в которое попадает лейтенант Серегин (Алексей Кравченко). Здесь же был развернут военный лагерь, вырыты окопы, построены блиндажи и укрытия.
Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся в 1942 году – в Большом зале филармонии. В санкт-петербургской филармонии, старейшей в России, интерьер в целом сохранился, но креслам художники возвращали вид, аутентичный военным годам.
Режиссер Александр Котт: «Конечно, съемки массовых, батальных сцен – это всегда процесс непростой, но поскольку в Санкт-Петербурге достаточно подходящей натуры, снимать там – одно удовольствие: много чего сохранилось с военных времен – дворы, улицы, набережные… Город изменился, но островки того времени остались».
Художник-постановщик Сергей Иванов: «Главное отличие нашей картины от других фильмов о блокадном Ленинграде в том, что мы показываем город в основном в весенний и летний периоды. В летних видах есть какой-то просвет, проблеск надежды, не так все ужасающе выглядит, как зимой, когда холод и голод воспринимаются острее. Надеюсь, нам удалось создать свою атмосферу и какой-то особый, светлый мир в этой картине».
Елизавета Боярская: «Для меня, как для каждого ленинградца или петербуржца, эта история особенная, очень личная, очень болезненная. Потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом, действительно вложить в это часть своего сердца».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Дата премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде была выбрана не случайно: есть сведения, что на 9 августа 1942 года приказом Гитлера был назначен парад победителей на Дворцовой площади. Офицерам Вермахта даже раздавали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы «Астория», которую, как говорили ленинградцы, ради такого случая фашисты не бомбили. Как вызов врагу, именно на этот день в Большом зале Ленинградской филармонии и был объявлен исторический концерт – впервые в Ленинграде звучала Седьмая симфония Шостаковича.
В день премьеры симфония транслировалась по радио. Из уличных громкоговорителей ее слушали жители Ленинграда и его защитники. Концерт длился 80 минут. Командующий фронтом Леонид Говоров вместе с дирижером Элиасбергом тщательно измерил время, необходимое, чтобы слушатели могли спокойно попасть в филармонию и потом разойтись по домам. Два часа и двадцать минут продолжалась артиллерийская операция «Шквал» – беспримерный по мощи обстрел авиации врага.
Ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии.
Производство кинокомпании «Нон-Стоп Продакшн» при участии «Твин Медиа» по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Продюсеры: Сергей Мелькумов, Алексей Гуськов, Александр Роднянский, Антон Златопольский
Исполнительный продюсер: Наталья Горина
Режиссер: Александр Котт
Авторы сценария: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, при участии Семена Воронина и Георгия Кесояна
Оператор-постановщик: Петр Духовской
Художник-постановщик: Сергей Иванов
Художник по костюмам: Екатерина Шапкайц
Художник по гриму: Анна Эсмонт
Композитор: Юрий Потеенко
Звукорежиссер: Ростислав Алимов
В ролях: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Анна Цуканова-Котт, Янина Студилина, Михаил Евланов, Игорь Лепихин, Сергей Барковский, Данил Стеклов, Макар Мозжевилов.
Фото: телеканал «Россия»