ИНТЕРВЬЮ

Мария Лемешева: «Фильмы о космосе двигают российскую киноиндустрию вперед»

Для всех людей, которые хоть иногда смотрят в небо, март и апрель не просто долгожданные весенние месяцы. В этот период произошло много событий, ставших поворотными для российской и мировой космонавтики. И речь не только об общечеловеческой сенсации, которую подарил нам Юрий Гагарин 12 апреля.

Например, 1 марта 1966 года межпланетарная автоматическая станция «Венера-3» впервые достигла поверхности нашей соседки по космосу, а 19 апреля 1971-го на орбиту вышла первая станция-лаборатория «Салют», созданная в СССР. И конечно, все мы помним дату 18 марта 1965 года, когда советский космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества вышел в открытый космос.

А как освещается история космоса в российском кино? Предпочитают ли кинематографисты яркие, но выдуманные истории, или их больше притягивают реальные события? Ждать ли нам на экране в ближайшем будущем полномасштабных космических саг? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

Мария, во времена СССР фильмы о космосе снимались довольно часто…

— Да, причем почти каждый моментально становился событием: картины смотрелись и пересматривались по несколько раз. Причем «первопроходцы» этого жанра появились задолго до реальных космических полетов.

Вы говорите об «Аэлите» Якова Протазанова?

— И о ней тоже. Снятая в 1924 году, эта наивная немая картина, которая сегодня кажется довольно неубедительной с технической точки зрения, имела огромный зрительский успех. Правда, критики обвиняли ее в сумбурности и безыдейности, однако свой вклад в развитие космонавтики она сделала: по словам академика Бориса Чертока, одного из ближайших соратников Сергея Королёва, увидев «Аэлиту», он начал активно заниматься радиотехникой, что в дальнейшем привело его в авиацию и ракетостроение. Кстати, в том же 1924-м другой режиссер — Василий Журавлёв — написал первый драфт сценария о путешествии на Луну. Позднее текст был переработан при участии самого Константина Циолковского, ставшего научным консультантом будущего фильма. Результат потряс всех: «Космический рейс», премьера которого состоялась в 1935 году, до сих пор входит во все учебники по истории мирового кино. Это один из ярчайших фантастических проектов времен «великого немого» наряду с работами Жоржа Мельеса и Фрица Ланга. А визуально-технические разработки, предложенные создателями «Космического рейса», в том числе и эффект невесомости, стали отправной точкой для дальнейшего развития зрелищной составляющей этого жанра.

А какие фильмы более позднего периода вы бы могли выделить?

— Никого не удивлю, если назову дилогию Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974). История пионеров, отправившихся бороздить бескрайние космические просторы, покорила не только советских школьников, но и их родителей: на отважных подростков хотели быть похожими без исключения все. Да, зрители видели, что скафандры из фольги, а внутренности космической ракеты — из картона. Но, во-первых, аудитория избалованной не была и многомиллионных голливудских проектов не видела. А во-вторых, сюжет был закручен так лихо, а отношения между героями простроены так точно, что оторваться от экранов практически невозможно. Поэтому советую пересмотреть эту дилогию всем, включая современных кинематографистов: это отличный пример того, как при микроскопическом бюджете снять по-настоящему большое жанровое кино. Кстати, спустя несколько лет Ричард Викторов снял «Через тернии к звездам» — проект, сценарий к которому написал самый известный фантаст того времени Кир Булычёв. Помимо прочего, фильм интересен тем, что он связан не только с космонавтикой, но и с робототехникой, и во многом предсказывает такие проекты, как «Лучше, чем люди».

Но это все научная фантастика. А снималось ли что-то «на основе реальных событий»?

— Попытки были. Одна из них — «Укрощение огня» (1972) Даниила Храбровицкого. В центре фильма — зарождение отечественного ракетостроения и люди, благодаря которым оно появилось. Однако в тот момент большая часть исследований находилось под грифом «секретно», поэтому предложить зрителям какие-то конкретные факты фильм не мог. Да и основная сюжетная линия строилась не на реальной биографии Сергея Королёва, которого в картине переименовали в Андрея Башкирцева, а на сильно романтизированных легендах, связанных с его именем, — поэтому вместо живого образа главного конструктора получилось нечто обобщенное и расплывчатое. Тем не менее зритель картину принял, да и Кирилл Лавров, сыгравший Башкирцева, выглядит в кадре очень убедительно. С реальными фактами чаще всего работали документалисты, а игровое создавалось по большей части на территории научной фантастики. И конечно, кинематографисты использовали тему космоса как возможность поговорить о земных метаниях человека. За примерами ходить далеко не надо: вспомните великий «Солярис» Андрея Тарковского или «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии.

Вы сказали, что фильмы о космосе всегда были очень востребованы у аудитории. Как вам кажется, почему?

— Они и сейчас находятся на вершине зрительского интереса. И причин несколько. Во-первых, это всегда разговор об уникальных людях и об их подвиге, что не может не привлекать внимание: человек так устроен, что он не может не равняться на лучших. Во-вторых, сюжет всегда строится на ярких пограничных ситуациях, которые ставят героев между жизнью и смертью, то есть возможности для остросюжетного саспенса просто огромные. И, в-третьих, проекты фантастического жанра в российском кино всегда были штучным товаром. Поэтому в советские времена, на фоне бесконечных производственных драм, проекты о космосе всегда становились сенсацией. Да и современный российский зритель, утомленный легковесными комедиями, с удовольствием идет в кино на «Вызов» (2023) Клима Шипенко, его же «Салют-7» (2017) или «Время первых» (2017) Дмитрия Киселёва.

«Время первых» как раз посвящено выходу в космос Алексея Леонова…

— И это даже не первый проект, связанный с подвигом Алексея Леонова. Но во времена СССР об этом поступке рассказывало только документальное кино — например, «В скафандре над планетой» 1965 года, куда вошли кадры, снятые самими космонавтами. В наше время эстафетную палочку подхватил Владимир Козлов, снявший неплохой документальный фильм «Алексей Леонов. Космический пешеход» (2011), получивший награду на кинофестивале в Тулузе. Но масштаб «Времени первых», конечно, с такими проектами несопоставим.

Согласен, «Время первых» стало событием для российской киноиндустрии!

— Что неудивительно! Во-первых, об этом подвиге давно было пора рассказать в формате большого зрелищного кино, который наши кинематографисты сегодня осваивают очень успешно. Во-вторых, с технической точки зрения фильм стал гигантским скачком вперед: мы вышли на тот уровень компьютерной графики, которого до того момента у нас не было. И конечно, человеческий фактор. Проект снимался с огромным вниманием к реальным героям: консультантом «Времени первых» стал сам Алексей Леонов. И, по его словам, в период полета произошло как минимум семь аварий, из которых четыре могли закончиться смертью экипажа. Но пилоты сделали невозможное и сумели переломить судьбу, что и нашло отражение в фильме. Этот проект не играет со зрителями в поддавки: он, конечно, не является хроникой реальных событий, в нем многое изменено в пользу кинематографичности происходящего, но он построен так, что мы действительно испытываем ужас, когда Леонов (в его роли снялся Евгений Миронов) понимает, что у него нет возможности вернуться на корабль. Эта сцепка со зрителем, полученная за счет работы сценаристов с реальными фактами, и стала залогом успеха всего проекта.

Следующий большой космический проект — «Вызов» — пошел по стопам «Времени первых»?

— «Вызов» Клима Шипенко, снятый кинокомпанией Yellow, Black and White, сделан немного иначе. Событийный ряд, взятый за основу сюжета, ничего общего с реальностью не имеет: это полностью выдуманная история. Куда больше параллелей тут с «Салютом-7», который тоже снимал Шипенко, и в основу фильма легла сильно измененная, но все же реальная история. С другой стороны, основная тема «Вызова» — это расширение человеческих возможностей, это подвиг человека, решившегося на прыжок в неизведанное, это взятие той вершины, которая не протяжении тысячелетий считалась смертельно опасной и непреодолимой. И в этом плане «Вызов» и «Время первых», безусловно, едины. Плюс не будем забывать, что «Вызов» снимался на орбите, поэтому в данном случае подвиг пришлось совершить уже кинематографистам: режиссеру Климу Шипенко и невероятной Юлии Пересильд. И не случайно на премии «Золотой орел-2024» фильм получил сразу несколько номинаций, а на кинопремии «Событие года», учрежденной нашим журналом «КиноРепортер», стал победителем в категориях «Проект года» и «Лучшая актриса года» (Юлия Пересильд). И конечно, нельзя не отметить мужской каст проекта — Милоша Биковича и Владимира Машкова.

Мария, а если говорить о современной российской кинофантастике — она как-то эксплуатирует тему космоса?

— Ярких фантастических фильмов в отечественном кино сегодня очень не хватает: такие проекты требуют астрономических бюджетов и титанических усилий всех цехов. Тем не менее зрительский запрос на кинофантастику огромный, что доказывает успех блокбастера «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко, собравшего в прокате более 1,5 млрд рублей и ставшего одним из главных кинособытий 2024 года. Что же касается темы космоса, она, безусловно, в нем есть, хоть и не является доминирующей: земляне будущего не существуют обособленно в своем маленьком мире, а находятся в контакте со всей Вселенной. Поэтому я очень рада, что проект получил продолжение: сейчас готовится сиквел этой истории, который, я надеюсь, взорвет российские киноэкраны уже через пару лет. Что касается других космических блокбастеров, то их, безусловно, нужно разрабатывать и снимать как можно больше, несмотря на технические трудности и дороговизну: такие проекты двигают нашу киноиндустрию вперед, помогают найти новые технические решения и визуальные эффекты, а также помогают по-новому взглянуть на человека, столкнувшегося с обстоятельствами непреодолимой силы и сумевшего сделать правильный выбор. В сегодняшние времена это бесценно.

Артем Скоробогатов

Фото: пресс-служба