5 ноября в 21:30 на телеканале «Россия», а уже с 28 октября на медиаплатформе «Смотрим» – премьера масштабной исторической драмы «Столыпин» режиссера Алексея Андрианова («София», «Годунов» и «Грозный»). Проект создан киностудией «Москино» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).
В главных ролях: Александр Устюгов, Александр Яценко, Стася Милославская, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Сергей Барковский, Дарья Коныжева, Мария Палей, Борис Каморзин, Алексей Морозов, Павел Трубинер, Иван Агапов, Александр Горбатов, Андрей Ургант, Владимир Юматов и другие.
История одного покушения, которое изменило будущее России
1906 год. Министр внутренних дел Российской империи Пётр Столыпин прибывает в Санкт-Петербург. Группа революционеров-максималистов разрабатывает план убийства «врага революции». Кто выйдет победителем в этом противостоянии – беспощадные, твердо уверенные в своей правоте сторонники кровавого террора или Столыпин, работающий без устали, лишь бы навести порядок в раздираемой политическим насилием стране?
ПЁТР СТОЛЫПИН: ИСТОРИЯ
Пётр Аркадьевич Столыпин родился 14 апреля 1862 года в Дрездене в семье генерал-майора Аркадия Дмитриевича Столыпина, принадлежавшего к известному с начала XVI века дворянскому роду, и Натальи Михайловны Горчаковой, происходившей из князей Горчаковых, потомков Рюрика.
Высшее образование Пётр Аркадьевич получал на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где выбрал своей специальностью агрономию. В 1885 году Столыпин блестяще окончил университет, получив необычайно высокий для выпускника чин коллежского секретаря, и начал стремительную карьеру на государственной службе. В 1902 был назначен губернатором в Гродно. В 1904 году Столыпин занял должность губернатора Саратовской губернии, где его застала русско-японской война и бурные события последовавшей за ней первой русской революции 1905 года. Подавляя захлестнувшие губернию революционные протесты, Пётр Аркадьевич проявил себя как человек жесткий и неумолимый, преданный монархии и абсолютно бесстрашный.
В апреле 1906 года Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел. На этом посту Столыпин руководил практически всеми ключевыми для жизнедеятельности империи структурами: местными властями, полицией, уголовно-исполнительной системой, заведовал обеспечением продовольствием, почтой, телеграфом, пожарной и медицинской службой и т.д.
Столыпин разработал указ о военно-полевых судах на смену малоэффективным военным: новые суды рассматривали дела о преступлениях в течение двух дней, а приговор исполняли в течение дня после его объявления. В результате волна революционного движения спала, и в стране восстановилась стабильность. Также Пётр Столыпин издал указ о паспортах для крестьян – это уравняло их в правах с остальными сословиями Российской империи. Начал разрабатывать масштабный проект аграрной реформы, предложив отдать крестьянам еще не освоенные земли Поволжья и Сибири. Предоставлять в Крестьянском поземельном банке дешевый кредит на 50 лет для выкупа земли у помещиков.
«СТОЛЫПИН»: О ПРОЕКТЕ
Мария Ушакова, продюсер: «Огромная честь и ответственность снять фильм о таком величайшем политическом деятеле России, как Пётр Аркадьевич Столыпин. Масса мифов ходит вокруг его политической деятельности. И мы хотим, с одной стороны, развеять эти мифы, а с другой – раскрыть тему и рассказать о его колоссальном вкладе. В своих предыдущих исторических сериалах – «София», «Годунов», «Грозный» – мы, соблюдая основные исторические вехи, все-таки допускали художественный вымысел. Здесь мы не могли себе это позволить: слишком ответственный материал, слишком значительна фигура Столыпина. Поэтому сценарий писался с участием серьезных историков, каждому факту было придано огромное значение, чтобы все было максимально достоверно. Автор сценария Тимур Эзугбая вместе с продюсером Екатериной Жуковой очень много времени потратили на то, чтобы не исказить исторические факты и сделать это все-таки интересным, привлекательным для зрителей. Чтобы это не выглядело как документальное кино, была добавлена линия молодых бомбистов-террористов: там тоже почти все реальные персонажи, но есть и вымышленные. У них там и любовь, и предательства, и душевные метания, и заговоры, и взрывы – смотрится увлекательно».
Екатерина Жукова, продюсер: «Неожиданностью для меня было то, что про Столыпина почти ничего нет. Фигура сильнейшая, мощнейшая, сделавшая колоссальные вещи для России. За пять лет, что он был премьер-министром, он совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране. И про него нет ничего! До революции о нем, в общем-то, никто ничего не писал: потому что, как часто бывает с людьми, которые дело делают, его не жаловали ни левые, ни правые. При советской власти это тоже был от силы один абзац в учебниках: за Столыпиным закрепилась слава вешателя, и он действительно в отношении революции и революционеров был настроен крайне жестко. Да и потом тоже почему-то, при всем понимании значимости этой личности, никто о нем особо никогда ничего не писал и не снимал. Может, от того, что он был человеком правильным, патриотом, государственником, абсолютным монархистом, любящим отцом, прекрасным мужем. Скажем так, не кинематографическая совершенно фигура.
История нашего проекта уходит еще к одному деятелю политического Олимпа – министру финансов в молодой России Борису Фёдорову. Он с молодых лет увлекся историей Столыпина и его реформ, очень серьезно все это изучал, написал много книг, был инициатором публикаций воспоминаний дочерей и соратников Столыпина. По большому счету все, что мы сейчас имеем взвешенно и правдиво о фигуре Столыпина, это все благодаря Борису Григорьевичу Фёдорову. Именно его книга «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», прежде всего, помогла нам в работе над сценарием, а также личная домашняя переписка Столыпина, письма старшей дочери из Парижа к родителям дали нам возможность почувствовать и предложить зрителю почувствовать Столыпина и сделать свои выводы об этом человеке, о тех, кто его окружал, об этом времени».
Алексей Андрианов, режиссер: «Сериал «Столыпин» – очередной наш проект из цикла «История любви, история России». Сценарий мне понравился, мне показалось, что это можно сделать интересно. В истории вообще всегда интересно копаться. И исторические проекты меня привлекают, в первую очередь, тем, что я сам погружаюсь в эти эпохи и досконально, до мелочей разбираю суть того времени, чем люди жили, какие события происходили. История развивается по спирали, зачастую повторяется, как я это заметил, делая исторические проекты, и мне любопытно отмечать эти моменты.
Про Столыпина я, конечно, что-то знал: я учился в школе в Саратове, там про него много рассказывали, поэтому в общих чертах понимал, что это за личность. Но в советское время это подавалось так, будто он был жестким тираном: в памяти всплывают все эти «столыпинские вагоны», «столыпинские галстуки». Но, когда ты начинаешь разбираться в истории, становится понятно, для чего нужны были эти меры, и к чему они в итоге привели, сколько Столыпин сделал для страны, в чем была полезность его реформ для России, в чем была его основная цель жизни. Я с удивлением узнал, что при том, что страна находилась в очень сложных условиях, в массах царили революционные настроения, на фоне проигранной русско-японской войны люди уже не верили ни во что хорошее, состояние у людей было антипатриотическое, реформы Столыпина привели к огромному повышению экономики в России, к большому приросту населения. И еще удивительно было осознать, насколько он был одинок в своем стремлении провести эти реформы, потому что практически все были против него: и власть его сдерживала, и Дума, и левые, и правые, и министерства. Это тот случай, когда люди видят что-то, что они не совсем понимают, и у них это вызывает отрицание. И он как ледокол – я так себе представляю – шел через эти льды и пробивал их в том состоянии страны, в котором было практически невозможно это сделать. Но он это делал, и делал настолько ярко и показательно, что, конечно, это вызывает большое уважение и удивление».
Александр Загоскин, художник-постановщик: «Я знаю Столыпина как великого человека, который хотел сделать реформы и преобразовать страну. Но в то же время у него были семья, дети, любящая жена, дом, в котором он жил. И мне, прежде всего, были важны его человеческие качества, как отца, как мужа и вообще человека. Человека, который может прийти с работы, выпить рюмку водки, съесть соленый огурец, снять носок и бросить его в угол, человека, которому ничто человеческое не чуждо. И вот эта живая атмосфера его домашней жизни, быта, натюрморта, уголка в интерьере, меня больше всего занимает. И, на мой взгляд, интерьеры дома Столыпина у нас хорошо получились – там есть атмосфера его человечности, о которой я так беспокоился все время. Там есть жизнь».
фото: телеканал «Россия»