12 и 13 сентября Московский Губернский театр открыл сезон премьерой спектакля «Капитанская дочка» в постановке Сергея Безрукова, это первая премьера МГТ в статусе Федерального театра. Поддержать спектакль, приуроченный к юбилею А.С. Пушкина, пришли друзья театра, известные деятели культуры, директора и худруки театров, актеры и режиссеры. Среди гостей премьеры – Алексей Герман-мл., Георгий Исаакян, Андрей Максимов, Александр Коручеков, Иван Охлобыстин, Дмитрий Дюжев, Кирилл Зайцев, Ольга Лерман, Лянка Грыу, Евдокия Германова, Сергей Филин, Вадим Верник, Лариса Вербицкая, Арина Шарапова, Роман Костомаров и Оксана Домнина и многие другие.
Новая постановка – не первое обращение Сергея Витальевича и артистов МГТ к великому произведению Александра Сергеевича Пушкина: в 2019 году на открытии фестиваля «Фабрика Станиславского» был представлен эскиз музыкально-драматического спектакля «Капитанская дочка».
Все, кто в тогда присутствовал в «Горках Ленинских», до сих пор вспоминают тот день с невероятным восторгом и воодушевлением. Та постановка была синергией театрального и киноискусства: перенести горящие избы, мчащиеся лошади и многие другие детали того шедевра на театральную сцену невозможно, поэтому «Капитанская дочка» в постановке Безрукова, запечатлённая в видеоверсии, навсегда стала частью культурной истории и одним из символов фестиваля «Фабрика Станиславского», сохраняющего и приумножающего лучшие театральные традиции.
Сергей Витальевич тогда пообещал, что обязательно воплотит «Капитанскую дочку» на сцене МГТ, и сдержал слово: Безруков поставил гениальное произведение оригинально, нетривиально и небанально.
За 5 лет произошло много событий, которые каждого из нас сделали более жёстким (дай Бог, чтобы не жестоким), вечная актуальность великой повести (романа) Александра Сергеевича Пушкина сейчас особенно остра, ведь вопросы чести, достоинства, нравственного выбора, которые всегда стояли, стоят и будут стоять перед каждым человеком, в непростые времена возрастают в геометрической прогрессии.
В тандеме со всей командой и прекрасными актёрами Сергей Безруков нашёл акценты, усиливающие все эмоции: в основе спектакля – следственный эксперимент, скрупулёзное расследование, в котором строки из «Капитанской дочки» соединены с научной монографией А.С.Пушкина «История Пугачева», а также с реальными документами той эпохи: выдержками из допросов и судебного слушания по делу о восстании Емельяна Пугачева, перепиской императрицы Екатерины II, Голицына, Суворова, а также фольклором того времени. Инсценировку для постановки написала Анна Матисон.
«Капитанская дочка» в постановке Сергея Безрукова – это спектакль-расследование, все герои и события рассматриваются постфактум. На сцене – следственный эксперимент, в ходе которого герои возвращаются мыслями и чувствами к уже произошедшим событиям.
Рассказывая о работе над спектаклем, Сергей Безруков отмечает: «Перечитывая книгу, я с удивлением заново открыл для себя 14-ую главу – она называется «Суд». Это глава, когда Гринёв попадает под арест и приговаривается к смертной казни. В нашем спектакле мы смотрим на всю историю через призму именно этой главы – повествование превращается в драму-расследование. Герои страдают, любят, совершают ужасные или благородные поступки не здесь и сейчас – они возвращаются к этим событиям в ходе расследования, заново переосмысляя их. И в этом ключе мы видим Гринёва – не мальчика, но дворянина, офицера, готового пойти на казнь, чтобы спасти свою Машу. Этот прием позволил нам сохранить тексты Пушкина от автора, которые обычно при постановке исключаются».
Ретроспективность повествования даёт возможность и актёрам, и зрителям не просто пережить захватывающие сюжетные события, а проанализировать их.
Благодаря приёму «театр в театре» зрители в этой постановке не просто наблюдают за сценическим действием, а являются его полноценными участниками – свидетелями и присяжными заседателями судебного заседания, которые должны принять для себя решение: оправдать или осудить того или иного персонажа. Это очень важно – эффект присутствия и участия, сочувствия и сострадания. Художник-постановщик – Максим Обрезков, художник по костюмам – Тамара Эшба, художник по свету – Александр Сиваев, композитор – Александр Биллион.
Эмоции накалены, словно электропровода: каждый герой спектакля раз за разом вынужден решать самые важные вопросы своей и чужой жизни. Выбирать между правдой и ложью, предательством и верностью. Возможно ли сохранить свое человеческое достоинство, свою честь, когда вокруг тебя полыхает мир? Вслед за автором создатели спектакля задаются вопросом фатальности судьбы и возможности покаяния и прощения.
Природа человеческой личности непостижима, никто никогда не знает, как проявит себя человек в тех или иных обстоятельствах и как поведёт себя его психика после.
Сценограф Максим Обрезков создает образ мира полыхающего, вздыбленного пугачевским мятежом: пандус, сколоченный из деревянных досок, над которым угрожающе нависает черное полотно – то ли земляное месиво, готовое обрушиться на всех, правых и виноватых, то ли гигантская гильотина. Здесь, как на сцене, разыгрываются минувшие события, превращая пространство то в острог, то в Белогорскую крепость, то в заснеженную площадь, то в пылающий эшафот.
Наклонная плоскость – символизм. Вся наша жизнь – это либо движение вверх, либо скольжение вниз (или падение в пропасть). Любой бунт, восстание, революция – это насилие, бессмысленные и беспощадные жертвы, необоснованная жестокость, разрушенные судьбы, навсегда погубленные жизни, нерождённые дети…
Спектакль начинается с допроса Пугачева и его соратников-казаков. От фактов зверств мятежников стынет кровь в жилах. И хотя на сцене нет насилия и жестокости (как и положено на следственном эксперименте, казнённых людей воплощают сотрудники следственного комитета (в этих ролях предстают Алексей Веретин и Наталья Шклярук), а отрубленные головы и другие детали заменяет безобидный реквизит), действие настолько достоверно, что у многих зрителей в глазах появляются слёзы. Один из главных свидетелей обвинения – Елагина из Пушкинской «Истории Пугачёва», реальный исторический персонаж, дочь казнённого коменданта одной из Оренбургских крепостей. В этом трагическом образе предстаёт Валерия Минина (в другом составе – Юлия Пилипович). Лишившаяся рассудка молодая женщина рассказывает ведущему следствие Генералу Маврину (Сергей Вершинин), как бесчеловечно Пугачёв и его войско расправились над её семьёй.
Узнав подробности этой чудовищной истории, мы более отчётливо понимаем: почему Гринёв в своих показаниях не упомянул Машу Миронову – он боялся не только за её честь и доброе имя, но и за рассудок – не хотел, чтобы его возлюбленная вновь пережила обстоятельства страшной гибели родителей, рассказывая о них на суде…
Роль Пугачева исполняет Дмитрий Карташов, для которого это уже не первое обращение к персонажу: 5 лет назад он сыграл Пугачева в эскизе «Капитанской дочки», поставленном Сергеем Безруковым в жанре рок-оперы. Говоря о своем герое в новой постановке, актер отметил, что само решение спектакля и роли Пугачева существенно отличается от прежнего: «Сергей Витальевич выстраивал образ Пугачева вдумчивого, умного, переосмысливающего во время следственного эксперимента то, что он сотворил. Он поднял народ за идею, за «казачью правду». Но, оглядываясь назад и заново всё проживая, он понимает, что все произошло не так, как задумывалось. Зачем зверствовали, убивали, сдирали кожу, зачем все это было? А без этого никак: если русский Ванька встает с печи, он начинает крушить все подряд. И в том решении, который придумал режиссер, у Пугачева есть возможность оглянуться назад, осознать все, что он натворил, и покаяться».
Этот неоднозначный исторический персонаж получился настолько харизматичным, что в некоторых моментах азартный авантюрист вызывает уважение – он не просто жестокий беспощадный тиран, у Пугачёва есть идея, в которую он верит.
С великодушием он несколько раз милует Петра Гринёва, когда-то подарившего простому мужику свой заячий тулупчик (тулупчик и обаятельный Савельич в воплощении Юрия Колганова – отдельное очарование этой истории), с каким вдохновением и упоением Емельян рассказывает Петру историю Орла и Ворона… Пугачёв действительно было очень яркой личностью, и тому, что у него была такая поддержка среди казаков, есть объяснение. Но нет оправдания поступкам и преступлениям, совершённым бунтовщиком и его соратниками, поэтому судьба этого героя предопределена.
АКТЁРСКИЙ АНСАМБЛЬ ПРЕМЬЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ – МЭТРЫ СЦЕНЫ И МОЛОДЫЕ АКТЁРЫ
Спектакль, как и сама повесть – не столько рассказ об исторической личности Пугачева. Это трагическая, но невероятно поэтическая, вдохновенная и вдохновляющая история любви юных Петра Гринева и Маши Мироновой, оказавшихся в эпицентре неуправляемой стихии мятежа. И оказывается, что любовь может выдержать все испытания и воспарить над страданиями, предательством и смертью.
Замечательно, что эти сложные роли Сергей Безруков доверил артистам, которые по возрасту близки к своим персонажам.
Петра Гринева и Машу Миронову играют Олег Савостюк и Александра Лукьянова. Олег – студент ГИТИС, но в его фильмографии более 20 кино- и телеработ (центральные роли в фильме «Снегирь», сериалах «Игры», «Один маленький ночной секрет» и др). Александра Лукьянова – студентка ВГИК (курс С.Безрукова), актриса Губернского театра.
Начиная работу над спектаклем, Сергей Безруков изначально предполагал, что главные роли будут играть студенты: «Для меня было принципиально, чтобы Петра Гринева и Машу Миронову в спектакле играли юные артисты. Ведь Гринев поступает на службу в 16 лет, и в момент действия ему от силы восемнадцать, так же как и Маше. Олега Савостюка я недавно видел в фильме “Снегирь” – хорошая, крепкая работа. А Машу играет моя студентка, 19-летняя Саша Новикова. В ней есть чистота, почти детская непосредственность, пронзительность и беззащитность, которые мне очень важны. Мне кажется, такой капитанской дочки еще не было ни в одной постановке или экранизации».
Для Олега Савостюка и Александры Лукьяновой работа в «Капитанской дочке» стала дебютом на театральной сцене. Рассказывая о своем персонаже, Олег Савостюк отметил: «В нем есть абсолютная несгибаемость. Несмотря на то, что он совсем молодой парень, он верен себе, своим внутренним принципам и готов умирать за них – очень редкие качества, именно о таких людях пишут книги, пересказывают легенды. Это первый мой спектакль в театре, и сразу такой масштабный, с множеством персонажей, со сложными декорациями. Мой герой весь спектакль находится на сцене – это было сложно, потому что в кино работаешь дублями, а в театре он один. И нужно суметь распределиться, не расплескать эмоции, держать в голове всю историю от начала до конца».
Саша Лукьянова признается, что очень волновалась, готовясь к роли: «Когда начинались репетиции, я очень переживала, что не справлюсь, сделаю что-то не так, было страшно подвести своего мастера. Репетиции были очень тяжелые эмоционально: каждый день приходилось проживать судьбу Маши, которая потеряла родителей. Сергей Витальевич учит тратиться на каждой репетиции, – такова наша профессия, надо быть к этому готовым. Моя героиня очень нежная, хрупкая, но с очень сильным характером. Ради любимого она готова на все. Чтобы спасти Гринева от виселицы, она готова дойти до самой императрицы, готова заново погрузиться в этот эмоциональный ад, рассказывая о тех событиях на следствии».
У Саши и Олега получился очень трогательный и трепетный тандем.
Олегу удалось передать силу духа, смелость, отвагу, благородство своего героя, его любовь и нежность, романтизм. Юный офицер Пётр Гринёв на глазах зрителей проходит путь взросления и становления, превращается из порывистого юноши в мужчину, который, преодолев сложные испытания, ни на мгновение не изменил ни своему Отечеству, ни своей совести, ни своей любви. Он даже был готов принять смертную казнь, но не отступился от своей позиции. «В своём юном возрасте он приобрёл такие качества, как несгибаемость и чувство абсолютной любви», – точно заметил Олег.
Очаровательная, кроткая, нежная, но в то же время смелая и сильная Маша Миронова, как и Пётр, проходит путь взросления и становления. Трагически потеряв родителей, робкая девушка, которая, как огня, боится выстрелов, не ожесточается и не сдаётся: во внешней хрупкости скрывается сильный внутренний стержень и смелый характер, готовность бороться за правду и за любовь.
Именно благодаря Маше, которая приедет на аудиенцию к самой Императрице (Юлия Романович), Пётр не станет жертвой подлого лживого доноса… Знакомство с императрицей решено в формате маскарада, и в этом уловим очень сильный контраст праздной жизни и реальной действительности.
Тандем зрелых опытных артистов и молодых студентов ВГИКа (курса Сергея Безрукова), которые предстают в роли казаков Пугачёва и являются важной частью спектакля, придаёт дополнительную энергию, задор и кураж.
Хореография Евгения Кузнецова и Анны Гилуновой, сцены боёв в постановке Айдара Закирова усиливают динамику спектакля. Зрители первых рядов партера в некоторых сценах становятся участниками событий – эта иммерсивность добавляет особое ощущение правды и погружения.
ШАНС НА ПОКАЯНИЕ
Сергей Безруков в своей трактовке великого произведения каждому героя даёт шанс на покаяние, спасение и, может быть, прощение.
Неоднозначно и неожиданно представлен образ Швабрина – каждый с детства знает, что это главный отрицательный персонаж «Капитанской дочки»: в отличие от азартного авантюриста Пугачёва подлый беспринципный Швабрин никогда не вызывал никаких эмоций, кроме как презрение и ненависть. Но всё может быть не так однозначно.
Сергей Безруков: «Швабрин так безумно любит, что готов отдать свою любимую на растерзание. С одной сторон – так, с другой стороны – очень сложно понять психологию любви, насколько она бывает жестокой и яростной. Образ Швабрина даёт надежду, что он может быть гораздо сложнее, чем мы трактуем этого героя, когда читаем произведение».
В роли Швабрина предстаёт ведущий актёр театра Антон Соколов. Зрители привыкли видит мужественного харизматичного актёра в положительных ролях (за исключением его Дантеса в «Пушкине»), именно Антон блестяще воплощал роль Гринёва в эскизе «Капитанской дочки» на «Фабрике Станиславского». Тем интереснее было увидеть талантливого многогранного Антона в образе Швабрина, которого он наделил человечным и человеческими чертами.
Антон Соколов: «Швабрин любит, любит по-своему, криво, кособоко, но так, что добивается своего до конца. Он пытается владеть Машей Мироновой, и когда появляется молодой конкурент, Швабрин все силы направляет на то, чтобы продемонстрировать своё превосходство над соперником, доказать, какой он «классный».
Музыкальная постановка была совсем другой: то, что происходит сейчас на сцене, это трагедия, жуткая, страшная. И хотя на сцене нет ни капли крови, образы порой гораздо сложнее, чем их визуализация. Казни, жестокость страшны во все времена. Поэтому Пушкин во все времена будет понятен: ужасы, к сожалению, неискоренимы – зло в человек сидит и почему-то никуда не уходит. Стоит надеяться, что благодаря этой постановке зло ослабеет, люди начнут немного больше ценить жизни рядом стоящих людей, перестанут по-наплевательски относиться друг к другу».
Пожалуй, милосердие и сострадание и есть главные посылы этого потрясающего многослойного спектакля.
В одной из мощнейших исповедальных сцен Пугачёв на коленях просит прощения у Маши Мироновой, чьих родителей он жестоко казнил, и юная великодушная девушка находит в себе силы его простить. В этот момент все особенно отчётливо понимают, что «прощение – это спасение».
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – в кульминационной сцене казни Пугачёва его речь настолько пронзительна и убедительна, что её можно назвать заветом всем потомкам.
«Береги платье снову, а честь смолоду»; «Казнить – так казнить! Миловать – так миловать!»: все мы со школьной скамьи помним эти мудрые афоризмы великого классика, но когда мы возвращаемся к произведению в более зрелом возрасте, то обращаем внимание на те детали, которые неподвластны пониманию юных незрелых умов. Спектакль “Капитанская дочка” будет интересен как подросткам, так и людям зрелого и пожилого возраста.
Сергей Безруков очень тонко и точно выделил то, что порой ускользает от восприятия.
Этот прекрасный масштабный спектакль оставляет мощный флёр размышлений, укрепляет осознание, что настоящая любовь, честь и верность способны преодолеть все испытания, что вопреки всем обстоятельствам, никогда нельзя терять веру и надежду, предавать любовь и что даже у самых страшных людей есть шанс на покаяние.
Символично, что в начале и в финале захватывающего действия над зрительным залом парит воздушный змей – эфемерный символ мимолётности времени и быстротечности жизни, неиссякаемой энергии юности, фатальности принятых решений, неминуемой ответственности за выбор нравственных принципов, ценностей, векторов и ориентиров. Ненависть порождает ненависть, зло продуцирует зло, и только способность признать свои ошибки и грехи, попытаться понять и принять противника, попробовать покаяться и простить делает человека Человеком.
Поздравляем Сергея Безрукова и всю команду с премьерой спектакля, который, без сомнения, станет не просто театральным событием, а открытием и откровением, пронзительным, проникновенным и парадоксальным.
Следующие премьерные показы “Капитанской дочки” состоятся 25 октября, 20 ноября.
Потрясающий следственный эксперимент посетила корреспондент Юлия Бурулева
Фотографии: Ксения Угольникова, Галина Фесенко и Герман Жигунов (пресс- служба МГТ)