Все мы со школы помним загадочную «Тройку», коварную «Семёрку» и непредсказуемого «Туза», нас завораживает история «Пиковой Дамы» и вызывает чувство сострадания Герман, попавший в сети азарта и алчности, желающий разбогатеть любой ценой. Но какова цена богатства и власти? Что важнее: любовь или деньги? И где та граница личных амбиций и авантюр, которая станет точкой невозврата?
В репертуаре Современного Театра Антрепризы гармонично и органично сочетаются постановки по произведениям талантливых современных авторов и спектакли, в основе которых не утрачивающая актуальность драматургия великих классиков, Николая Гоголя («Игроки»), Антона Павловича Чехова («Маленькие комедии»), Александра Островского «Счастье у каждого своё»).
В этом сезоне многогранный репертуар Современного Театра Антрепризы пополнился блистательным спектаклем по легендарной мистической повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама».
Одноимённый спектакль режиссёра Олега Ильина и продюсера Альберта Могинова, без сомнения, одна из главных премьер сезона, которая уже завоевала признание как у зрителей, так и у профессионалов.
На прошедшем в сентябре фестивале «Амурская осень» спектакль «Пиковая дама» завоевал три награды, одержав триумфальную победу в следующих номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль» (Алёна Яковлева), «Приз за режиссуру» (Олег Ильин).
«Пиковая дама» – синергия поэзии и прозы, синтез драматургии, музыки и хореографии!
Мощная мистическая драматургия повести Александра Пушкина, метафоричная и образная поэзия Александра Щербины синхронизированы в спектакле с либретто оперы «Пиковая дама». Создатели спектакля не пытаются осовременивать классику – постановка в хорошем смысле классическая, выдержана в лучших театральных традициях русского психологического театра.
Несмотря на мистическую составляющую, сюжет спектакля вполне реалистичен, а герои – актуальны. Перед публикой предстанут знакомые герои, чьи желания, иллюзии, амбиции узнаваемы – эклектичные персонажи «Пиковой дамы» вне времени.
Игра и Жизнь встречаются на сцене в захватывающем рандеву и увлекают публику в водоворот событий, соблазнов и страстей, погружая в пучину пороков и искушений.
Актёрский состав «Пиковой дамы» – настоящая команда Мечты!
В роли Германа в разных составах предстают многогранные актёры Макар Запорожский и Иван Стебунов, в образе Графини – народная артистка России Алёна Яковлева, Томского воплощает талантливый актёр театра и кино Андрей Фролов, а Лизу – очаровательные актрисы Наталья Скоморохова, Алина Ланина, Анна Глаубэ.
Разумеется, каждый актёр наделяет своего персонажа своей палитрой красок и эмоций. Мы смотрели состав, в котором Германа пронзительно воплощает Макар Запорожский.
В трактовке Макара Герман – обаятельный молодой человек, который выбирает не тот маршрут в затейливых лабиринтах жизни, бросая вызов самой судьбе. На глазах зрителей Герман трансформируется из благородного, романтичного, порядочного, во всех отношениях «правильного» героя в одержимого безумца, готового на всё ради достижения своей призрачной цели. Стоит ему услышать легенду о трёх выигрышных картах, от его сдержанности, рассудительности и здравого смысла не остаётся и следа.
Любил ли Герман Лизу? Безусловно, он был ей вдохновлён, очарован, но, увы, маниакальный азарт и желание узнать тайну графини оказались сильнее всех других чувств.
Эффектная, экстравагантная и экспрессивная Алёна Яковлева предстаёт в гротесково-гиперболизированном образе престарелой графини. Значительную часть действия актриса проводит в маске карикатурной старухи, которая ностальгирует по навсегда ушедшей бурной молодости, не очень жалует молодое поколение и бережно хранит тайну, которая навеки связала её с возлюбленным, графом Сен-Жерменом. История отношений Графини и таинственного Графа Сен-Жермена получила в постановке Олега Ильина оригинальное развитие и захватывающую романтическую линию.
Важную лепту в развитие сюжета вносит племянник Графини Томский – в блистательном воплощении Андрея Фролова этот персонаж в какой-то степени можно назвать роком судьбы или вершителем судеб.
«Чем меньше правил, тем бойчей Фемида!» – именно с подачи Томского Герман узнаёт легенду о трёх картах, он же пытается его остановить в безумии и даже помогает другу встретится с Лизой, но, увы, Герман жаждет свидания совсем с другой особой…
Трепетна, трогательная и нежна Лиза в воплощении Натальи Скомороховой, Алины Ланиной или Анны Глаубэ.
Основа сценографии Анны Сарапановой – игральный стол, являющийся для героев роковой «русской рулеткой», и мистические зеркала! В контексте захватывающего спектакля зеркала – не просто предмет интерьера, а отражение каждого из нас в парадигме жизни: в героях так легко узнать самих себя или наше окружение.
Костюмы для спектакля также создала Анна Сарапанова. Герои облачены в классические элегантные костюмы, каждая деталь в которых многое рассказывает об их индивидуальности. Аккуратный педант Герман, модный франт Томский, женственная, лиричная Лиза, стильная, изысканная Графиня…
Музыка и хореография не просто обрамляют и дополняют события, а являются неотъемлемой и очень важной частью сюжетной линии. Например, сцену переписки Германа и Лизы хореограф Андрей Глущенко-Молчанов чувственно и виртуозно интерпретировал в форме страстного танца.
Мастерская работа художника по свету Анны Седуновой добавляет действию антуража и атмосферности – свечи пленительно и чарующе освещают лица героев, а сцена, в которой Герману видится умершая Графиня, мистически разрешена с помощью теней.
Оригинальный финал постановки интригует – создатели спектакля рискнули необычно продолжить историю Александра Сергеевича Пушкина, которая, как известно закончилась трагически. Да, Герман сошёл с ума, но его незавидная судьба едва ли для кого-то стала наукой.
Финальная сцена постановки Олега Ильина – тонкая аллюзия и аллегория, говорящая публике о том, что Игра продолжается, а Игроки, которые готовы поставить на кон всё, никогда не переведутся.
Азарт, алчность и авантюризм в той или иной степени присущи каждому человеку, и никто никогда точно не знает, сможет ли он совладать с безграничной амплитудой своих эмоций? Пока существует человечество, существует страсти и пороки, которые неискоренимы.
Что важнее: Игра или Игроки? Можно ли спрогнозировать Фарт и договориться с Фортуной?
«Пиковая дама» ведёт с публикой диалог – задаёт вопросы и ищет ответы, ставит перед выбором, предлагая различные вариации и комбинации. Что выбрать? Решать каждому из нас!
Ближайший показ «Пиковой дамы» в Москве состоится 12 ноября, 15 ноября спектаклю будет рукоплескать Екатеринбург, 16 – Тюмень, 17 – Челябинск! Следите за афишами в Ваших городах!
Корреспондент – Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Современного Театра Антрепризы